Page 49 - Культурно-образовательное пространство города
P. 49

Ценностное отношение к городскому пространству
раскрывается через феномен «утопии». Греческое слово
«утопия», буквально означает «нигде», «несуществующее
место», которое стало нарицательным благодаря одно-
именному произведению английского философа Томаса
Мора, изобразившего пример идеального места для бытия.

        Заметим, что предметом утопий становился исклю-
чительно определенный тип пространственной организа-
ции – городское пространство. Возможная причина видит-
ся в том, что город является естественным и в то же время
упорядоченным образованием – в противовес загадочной и
таящей в себе неизвестное природе. Город в утопиях пред-
ставляется наивысшим творением человеческого разума,
имеет идеальные пропорции и формы (круга, квадрата),
четкую радиальную или кольцевую застройку пространст-
ва: улицы пересекаются под прямыми углами, в центре го-
рода всегда находится некая сакральная или общественно
важная постройка.

        При анализе утопических представлений о городе
выделяются два вектора, которые репрезентуют менталь-
ность человека в отношении этого феномена:

        1. Город является космологической метафорой,
«калькой» верхнего мира, является результатом «божест-
венного откровениея».

        2. Город – это место идеального порядка, соци-
альной справедливости, кульминация цивилизации, и в то
же время – антитеза иррациональной природы.

        Представление о городе как универсальной космо-
логической категории можно обнаружить на ранних этапах
человеческой истории. Каждая архаическая культура или
культура Древнего мира мыслила огороженное простран-
ство не просто обычное поселение. Своим расположени-
ем, внутренней и внешней структурой организации про-
странства протогородское поселение манифестирует свою

                                     48
   44   45   46   47   48   49   50   51   52   53   54