Page 33 - Культурно-образовательное пространство города
P. 33

роде – государстве. Стоило ему переехать в соседний, – и
он превращался в бесправного метека (от греч. metoikos,
буквально – переселенец, чужеземец), платившего особый
налог. Метеками являлись богатые рабовладельцы, тор-
говцы, владельцы мастерских. Будучи лично свободными,
метеки не имели политических прав, что являлось наи-
высшей ценностью для коренного жителя полиса. Древние
греки осознавали свою со-причастность к городскому
пространству, поэтому родной «топос» являлся наивысшей
ценностью.

        Характерной особенностью средневекового город-
ского пространства является его сословный характер. Так,
ремесленники, купцы объединялись в гильдии, которые
могли противостоять крупным феодалам, отдельным мо-
нархиям. Жизнь средневекового горожанина регламенти-
ровалась во всех ее проявлениях. Цеховые уставы, город-
ские уложения, «правды», капитулярии обуславливали не
только производственную сторону жизни бюргера, но мо-
рально-этическую. Несмотря на социальную дифферен-
циацию («феодалы», «крепостные», «ремесленники», «го-
рожане») все жители именовали себя «братьями», многие
события и мероприятия были направлены на укрепления
этого чувства – города имели своего святого покровителя,
городские праздники. Средневековый город силен своим
корпоративистским духом, что позволяло защититься от
угроз нападения извне.

        В исторической науке современное городское про-
странство интерпретируется как «лаборатория, приёмник,
хранитель культуры и высших показателей цивилизован-
ности»33. Город предельно функционален. Показательно в
данной связи высказывание Ле Корбюзье – «отца» совре-
менной архитектуры и теоретика урбанистики, что «дом –

33 Граве, И. М. История в краеведении [Текст] / И. М. Граве // Краеве-
дение. – 1996. – № 4. – С.30.

                                     32
   28   29   30   31   32   33   34   35   36   37   38