Page 32 - Культурно-образовательное пространство города
P. 32
– Месопотамии или Древнего Египта, во многом зависят от
климата и сезонных осадков, что влияет на ирригацию по-
севной площади; рельефа и ландшафта местности, уровня
солнечной активности. Позднее географический фактор
ослабевает – по мере освоения природы. Рассматривая
специфику архаического городского поселения, исследова-
тели определяют его через функции защиты и политико-
административной (религиозно-сакральной) организации
окружающего пространства.
Древнегреческая полисная культура представляла
собой сеть обособленных городских поселений. Полисная
система описана А.Ф. Лосевым32. Только коренной житель
полиса считался полноправный членом общества. Город
являлся коллективом равноправных и лично свободных
граждан; этот коллектив (политес) совпадал с коллективом
домохозяев и землевладельцев (ойкономов). Будучи тако-
вым, он обладал широкими – по меркам Древнего мира –
правами и возможностями: избирать и быть избранным,
посещать театр, заниматься законодательной деятельно-
стью. Только в рамках полиса человек мог существовать не
только физически, но и вести полноценную жизнь, достой-
ную свободного человека. Атрибутами полноправного жи-
теля античного полиса являлись личная свобода человека
(отсутствие какой бы то ни было зависимости от другого
лица); право выбора занятий и хозяйственной деятельно-
сти; право обсуждения дел на народном собрании.
Самым страшным наказанием для жителя полиса
считалось изгнание из города. Изгнание приравнивалось к
смерти, так как указанные выше атрибуты жителя полиса
были доступны только в «родном» полисе. Эллин был
полноправным гражданином лишь в своем маленьком го-
32 Лосев, А. Ф. Двенадцать тезисов об античной культуре [Текст] / А.
Ф. Лосев // Лосев А. Ф. История Античной эстетики: итоги тысячелет-
него развития : в 2 кн. / А. Ф. Лосев. – М., 1992. – Кн. 1. – С. 314-322.
31