Page 29 - Культурно-образовательное пространство города
P. 29
тем. Отсюда и структура данной зоны – хаотичное разно-
образие. Граница – это неполный переход из одной зоны в
иную, частью ни одной из этих зон не являясь. Это окон-
чание одной из зон, но еще не полноценное начало сле-
дующей ступени ландшафта. Функция Границы – медиа-
тивная, это плавный рубеж, характеризующийся компиля-
цией признаков обеих ландшафтных систем. Следует так-
же учитывать, что Граница – это маргинальная территория.
Если в провинции наиболее важным показателем
социального комфорта было ценностное отношение к то-
посу и соседу, то на границе особенности мест стираются и
обесцениваются межличностные связи.
Необходимо подчеркнуть, что рассмотрение город-
ского пространства с точки зрения зон культурного ланд-
шафта во многом носит релевантный характер, т.е. статус
зоны зависит от позиции наблюдателя. Также внутренне
зоны могут делиться на подуровни. В провинции можно
выделить смысловой центр, а в самом центре присутству-
ют периферийные участки. Таким образом городское про-
странство представляется не «складом-музеем-свалкой ве-
щей без связи», а «сложной и обязывающей цельной сре-
дой»29.
Предложенная В. Каганским познавательная схема
в актуальных городских реалиях, как нам кажется, репре-
зентирована в двух измерениях: материальный дискурс
(застройка, планировка, ландшафтная организация) и вир-
туально-символическом (городские информационные и
знаковые системы, ментальность, геокультурный образ).
Схема работает как в «классическом» (провинциальном,
нестоличном, либо в котором сильны традиции прошлых
исторических эпох), так и в «постсовременном» городе, в
частности, в городе-мегаполисе. Однако необходимо доба-
29 Там же. С. 95.
28