Page 30 - Культурно-образовательное пространство города
P. 30
вить некоторыми дополнения и пояснения к каждой кон-
кретной городской ситуации.
Классических город – это город, мыслимый в кате-
гориях «структуры», «структуралистский» город. В таком
городе, исходя из специфики архитектоники и социокуль-
турной динамики, мы можем относительно четко выделить
«центр», «провинцию», «периферию», «границу». Логика
социокультурного процесса определена центростреми-
тельным вектором. Геокультурные зоны представляются
контрастными и выстраивают иерархию. Данное обстоя-
тельство мы можем иллюстрировать тем, как происходит
распространение нововведений и информации. В класси-
ческом городе этот процесс проходит от «зон первого по-
рядка» к зонам «второго порядка», от ведущих экономиче-
ских районов, которые генерируют «новое», к районам пе-
риферии, т.е. в одном направлении.
В постсовременном городе два измерения имеют не
просто различную природу, но противоречат друг другу.
Образно говоря, «план содержания» не совпадает с «пла-
ном выражения». За пост-неклассическим городом призна-
ется качество пост-структуралистского феномена. По мне-
нию Ж. Дерриды «Центр» «ускользает от структурности»,
это «функция, в которой до бесконечности разыгрываются
подстановки знаков»30. В данном случае города имеют но-
минальный центр как сосредоточение финансовой, поли-
тической, экономической активности. Однако ментально и
с точки ценностного восприятия человеком города
«Центр» расплывается и накладывается на другие зоны. В
«провинции», «периферии», «границе» появляются свои
«Центры», которые сами могут генерировать «новое», т.е.
становятся субъектами социокультурного процесса. Тра-
диционная концентрическая схема модифицируется в
30 Деррида, Ж. Письмо и различие [Текст] / Ж. Деррида ; пер. с фр. Д.
Ю. Кралечкина. – СПб. : Акад. проект, 2000. – С. 371.
29