Page 154 - Культурно-образовательное пространство города
P. 154
(«город как третья столица»). Прежние индустриальные
артефакты редуцируются до мифа. Центр Нижнего Тагила
специализирован. Не смотря на то, что сменяются эпохи и
политические системы, все привносимые ими изменения
инкорпорируются в «изначальную» доминанту города –
быть индустриальным центром, производственной базой.
Можно отметить, что граница Нижнего Тагила совпадает с
периферией, за которой сразу же начинается «неосвоенное
пространство». Граница этого города не имеет четкого
оформления. Город как бы медленно «перетекает» в при-
родное пространство. Границы Екатеринбурга имеют бо-
лее четкое семантическое обозначение, характерное для
мировых мегаполисов: крупные транспортные развязки,
наличие вынесенных торговых центров, цикличность
транспортных потоков.
Специфика культурного ландшафта формирует со-
циокультурную идентичность Екатеринбурга и Нижнего
Тагила. В первом – она более космополитична и мульти-
культурна. Областной центр – это «плавильный котел»,
наполненный дифференцированными элементами, которые
имеют характер возрастания: языковыми, конфессиональ-
ными, социальными. Специфика второго – центростреми-
тельность, направленость на «свою» внутреннюю террито-
рию. Это патриархальная культура, ориентирующая на
«один язык, одну религию, одну культуру».
Механизмы трансляции социокультурного опыта
также имеют различную природу в двух городах. Традиция
– как одни из механизмов трансляции – играет большую
роль в Нижнем Тагиле. «Городской» миф Нижнего Тагила
строится на архетипе «завод». Результат социализации в
социокультурном пространстве является во многом пред-
сказуемым: рабочий, служащий, учитель, врач и др. Набор
социальных ролей ограничен, направлен на поддержание
системы. Социокультурное пространство индустриального
153