Page 153 - Культурно-образовательное пространство города
P. 153

только как географическое или политико-правовое, адми-
нистративное понятие, но как культурно-образовательное.
Екатеринбург и Нижний Тагил развиваются в рамках еди-
ного географического пространства, имеют общие черты
природного ландшафта, климата, отдельные элементы ар-
хитектурной планировки.

        Третий уровень. Екатеринбург и Нижний Тагил вы-
ступают как провинциальные города относительно сто-
личных центров – Москвы и Санкт-Петербург. При данной
постановке проблематики Екатеринбург и Нижний Тагил
являются репрезентативными локусами социокультурного
пространства региона, представляют образ пространства
региона. Действительно, в силу специфики психики чело-
век генерализирует представление о регионе через отдель-
ные города. Категория «геокультурный ландшафт регио-
на» раскрывает культурно-образовательный потенциал го-
родов.

        В основе процесса образования цивилизаций и ур-
банизации, в частности, лежит процесс инвазии – проник-
новение на территорию новых этнических групп, которые
привносят новые «картины мира». Колонизация и аккуль-
турация русским населением новых территорий Урала по-
родили новую социокультурную среду.

        Освоение природного пространства, на котором вы-
росли уральские города, связано с наделением его смысло-
образующими, онтологическими координатами – верти-
кальной и горизонтальной осями. Так основной вертикаль-
ной осью стало «завод», горизонтальной – «городская пло-
тина». Человек одомашнил природное пространство, над-
строив артефакты.

        Описаны его значимые локусы культурного ланд-
шафта Екатеринбурга и Нижнего Тагила. Так, центр Ека-
теринбурга является полистиличным, в нем конкурируют
три пласта: дореволюционный, советский, федеративный

                                    152
   148   149   150   151   152   153   154   155   156   157   158