Page 90 - Региональное культурно-образовательное пространство
P. 90

Символическое «измерение» регионального куль-
турно-образовательного пространства может быть рас-
смотрено как пространство смыслов культуры, которые
«оживают», когда человек обращается к ним, стремится их
понять и принять. С некоторой долей допущения можно
обозначить символическое пространство как пространство
«текста культуры» (Ю. Лотман), который учится «читать»
человек в процессе приобщения к ценностям культуры.

         Ю.М. Лотман писал: «Существование… универсу-
ма – семиосферы – делает определенный знаковый акт ре-
альностью»35. Для осознания собственной идентичности
требуется понимание единого символического ядра, слу-
жащего объединяющим началом для жителей той или иной
социальной общности. Ставится задача обозначить круг
символов, репрезентирующих регион и служащих знаками
его консолидации. Официальная символика и неформаль-
ные символы, в числе которых могут находиться, в том
числе, и те человеческие типы, которые объединяют в себе
характерные черты личности, воспитанной в определенных
исторических условиях на данной территории, могут рас-
сматриваться как репрезентации региона.

         Анализ символики регионального мира позволяет
не только рассмотреть логику и устремления региональ-
ных элит в современной России, но, что, на наш взгляд,
гораздо важнее, осознать смыслы, которые значимы, но
зачастую не артикулированы жителями конкретной терри-
тории. Рассмотрим в качестве примера Екатеринбург, ко-
торый одновременно можно рассматривать и как само-
стоятельное целое и как столицу региона, воплощающую в
самом общем виде те процессы, которые в других частях
края происходят, может быть, менее заметно.

35 Лотман Ю.М. О семиосфере // Лотман Ю.М. Избранные статьи в
трех томах. Т. I. Статьи по семиотике и топологии культуры – Таллин:
«Александра», 1992. С. 13.

                                     89
   85   86   87   88   89   90   91   92   93   94   95