Page 91 - Региональное культурно-образовательное пространство
P. 91
Первым в ряду символических явлений становится
имя города. Уже много и подробно и культурологами, и
историками, и лингвистами говорилось о смысле и значе-
нии имени города как выражении его «души», предопреде-
ляющей его судьбу. В частности, история имени Екатерин-
бурга-Свердловска-Екатеринбурга как зеркало отражает не
только процессы, происходившие в обществе в XVIII или
ХХ веке, но и становится первым шагом на пути представ-
ления города. Возвращенное историческое имя «внедри-
лось» в сознание горожан, но скорее в виде акустически
закрепленного комплекса. Но если жители города уже
привыкли к возвращенному имени, то иногородние име-
нуют нас по-прежнему «Свердловском» и именно совет-
ское название в приватной беседе становится доминирую-
щим. Нам кажется, что советское время завершилось, и мы
можем выстраивать свою жизнь, опираясь на более глубо-
кую историю, но в сознании других людей мы находимся в
том времени, мы неразлучны с ним и представляем имен-
но его.
Знаковой является официальная символика. Герб,
флаг, гимн символизируют не только власть, но являются
важным атрибутом идентичности. Появление в XVIII в. в
России утвержденных гербов было знаком нового устрой-
ства страны, в гербах российских городов произошло за-
крепление прав местного самоуправления. Отличительной
особенностью исторически сложившейся геральдической
системы России называют ее связь с духовными тради-
циями, воплощенными в лаконичных и емких символах.
Не случайно историки рассматривают государственную
геральдику как один из важных источников по анализу
официальной идеологии.
Отмена исторических символов в советское время
символики свидетельствовало о стремлении к унификации
страны, подчиненности ее единым условиям существова-
90