Page 92 - Региональное культурно-образовательное пространство
P. 92
ния, транслируемых властью. В 1960-е гг. на волне интере-
са к отечественной истории и культуре осознается значи-
мость символических изображений, вслед за этим появля-
ются исследования старинных городских гербов, форму-
лируется задача создания новых геральдических символов.
Ценность этой работы видится в контексте патриотическо-
го воспитания граждан (по сути, геральдическая символика
призвана была создать дополнительные условия для само-
идентификации советских людей, история которых тесно и
навсегда связана с историей советского государства, с еди-
ным выбором для своего развития). Городские советы
принимали новые городские гербы, необходимыми эле-
ментами которых становятся «символы» мирного труда –
шестеренки, трактора, молоты, наковальни и т.п. Хотя, по
большому счету, эти гербы трудно назвать символами в
том смысле, что смыслы их очевидны и упрощенны: это
скорее эмблемы хозяйственной «специализированности»
города, нежели воплощение смыслов бытия.
В постсоветском пространстве активные поиски
собственной символики начались в 1990-е годы, когда бы-
ло продекларировано равенство субъектов Федерации. Ре-
гионы, по преимуществу представленные городами и ад-
министративными областями, стремились обрести свою
символику. Ее поиск проходил по-разному: одни города и
регионы возвращали себе дореволюционные гербы, другие
объявляли конкурсы по созданию новых региональных
символов. По сути, поиск и утверждение региональной
символики отражал более сложный процесс – самоутвер-
ждения региона как государственного субъекта.
Показательной в этом смысле нам кажется история
геральдических знаков уральских городов и областей, в
полной мере отразившая непростой процесс формирования
91