Page 89 - Региональное культурно-образовательное пространство
P. 89

ние регионального социума как целостности, воспроизво-
дятся этические нормы и художественные образцы, репре-
зентирующие регион.

         Образ региона как целостность существует, прежде
всего, как мыслимый конструкт и может быть рассмотрен
как структурообразующий компонент ментального про-
странства. Его можно представить в определенных грани-
цах, выделить центр и периферию и раскрыть, как они оп-
ределяют его «лицо», описать диспозиции каждого из эле-
ментов. Образы российских регионов в настоящее время,
несмотря на складывающуюся научную традицию описа-
ния (от классических работ Э. Гуссерля или К. Линча до
описаний культур-географов Д. Замятина или В. Каганско-
го), не систематизированы, скорее лишь контурно обозна-
чены.

         В сознании жителей образ региона как места жизни
более разнопланов, в представлении внешних по отноше-
нию к региону людей живет на уровне визуальных (трубы
заводов Урала) или словесных («опорный край держа-
вы»)34 стереотипов. Конструирование образов регионов
происходит стихийно и бессознательно (в процессе жизне-
деятельности) и осознанно (в ходе целенаправленного
имиджмейкинга).

         Важным для функционирования регионального
культурно-образовательного пространства является тот
факт, чтобы образ региона присутствовал в актуальном
сознании его жителей в том числе и как «моральный фак-
тор», обеспечивающий ответственное отношение к жизни.

34 См. об этом подробнее в статье: Мурзин А.Э. Новые образы регио-
нов: вектор обновления России // Человек в мире культуры: Межвуз.
сб. науч. и науч.-метод. тр. / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2005.
С.19-24.

                                     88
   84   85   86   87   88   89   90   91   92   93   94