Page 110 - Региональное культурно-образовательное пространство
P. 110
Иначе говоря, процесс развития страны связан не столько с
ростом материального благосостояния, сколько с обеспече-
нием возможностей для человека в выборе предпочтитель-
ного образа жизни, обеспечивающего самореализацию.
Соответственно, критериями общественного разви-
тия являются не только национальный доход, но и достиже-
ния в области образования и здоровья, которые существен-
но влияют на качество жизни. На этой основе ранжируются
страны по четырем категориям: с очень высоким уровнем
(1–42), с высоким (43–85), со средним (86–127) и с низким
уровнем (128–169).
По оценке ПРООН 2011 г., Российская Федерация
в рейтинге занимает 66 место и находится в середине списка
высокоразвитых (индекс развития – 0,719) стран. Основные
показатели России таковы: средняя ожидаемая продолжи-
тельность жизни при рождении – 68,8 лет; средняя продол-
жительность получения образования – 9,8 лет; средняя ожи-
даемая продолжительность получения образования –
14,1 лет; валовой национальный доход на душу населения –
$ 14 561 в год. Негативное влияние таких показателей, как
социальное неравенство, экологические проблемы, низкая
продолжительность жизни не позволяют нашей стране за-
нять в рейтинге более высокие позиции46.
Подобные исследования проводятся и для отдельных
регионов. В частности, Независимым институтом социаль-
ной политики с 2003 г. реализуется Программа «Социаль-
ный атлас российских регионов», преследующая такие цели,
как помощь исследователям «выбрать регионы разного типа
с учетом особенностей социальной проблематики, инвесто-
рам – оценить социальную напряженность, человеческий
капитал, социальную инфраструктуру для оптимальной
стратегии развития бизнеса в регионах; политикам – полу-
46 ООН опубликовала Индекс человеческого развития в странах мира
2011 года. URL: http://gtmarket.ru/news/state/2011/11/03/3705
109