Page 84 - Советский миф в судьбе Урала
P. 84
Глубиной вечернею
Я мечтал о том –
Хорошо бы быть поэтом
И Пермскую губернию
Переделать в рай.
Одновременно с этим на Урале, в Екатеринбурге работа-
ет скульптор с европейской известностью Степан Эрьзя. В
Пермь в 1919 году с мандатом уполномоченного по делам ис-
кусств Наромпроса прибывает преподаватель московского
Строгановского училища, уроженец Кудымкара, художник
П.И.Субботин-Пермяк, в Челябинск возвращается Н.А.Русаков,
окончивший Казанскую художественную школу у Н.И.Фешина
и Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Все они
были близки художественной практике современного искусства,
а Субботин-Пермяк продолжал поиски в духе кубофутуризма и
конструктивизма.
Безгранично веря в силу искусства, эти замечательные
художники, искренне горели жаждой революционного обновле-
ния действительности. Им казалось, что наступило время про-
буждения масс, стоящими перед задачей освоения всех ценно-
стей мировой культуры. Свой долг художники видели в том,
чтобы помочь раскрыться творческому духу народа. Ими владе-
ли грандиозные замыслы.
Субботин-Пермяк строил планы возрождения культуры
своего края, народных промыслов, мечтал о создании коми-
пермяцкого музея. Он поставил вопрос о создании в Кудымкаре
Высших государственных художественно-промышленных мас-
терских, какие создавались по всей стране – от Петрограда до
Владивостока (скажем, в Витебске их организаторами выступи-
ли К.Малевич и М.Шагал). При участии Субботина-Пермяка
подобные мастерские были открыты в Перми. Они стали, как
признавала тогда городская пресса, «базой художественного
воспитания местного края».
С.Эрьзя был назначен директором художественно-
промышленной школы и руководителем «по художественной
части» Екатеринбургской гранильной фабрики. Он, как и
И.Шадр, мечтал в это время о гигантских скульптурах, высечен-
83