Page 81 - Советский миф в судьбе Урала
P. 81

В этих условиях советская власть, как ни странно, боль-
шое внимание уделяла искусству, прежде всего агитационно-
массовому. Но внимание это было специфическим. Большевики
стремились к господству не только над жизнью народа, но и над
его душой. Искусство новая власть рассматривала прежде всего
в качестве средства решения партийно-государственных про-
блем, инструмента пропаганды, подчиненного идеологическим
целям. (Когда говорится, например, о том, что уже к началу
1918 года только в Пермской и Оренбургской губерниях было
создано около тридцати революционных театров58, следует пом-
нить, что перед ними, по словам А.Луначарского, ставилась за-
дача переродиться в «своеобразный народный институт художе-
ственной пропаганды»).

         Уже на II Всероссийском съезде Советов осенью 1917
года было принято решение об учреждении новых специальных
органов по управлению культурой. Образованному в составе
СНК Народному комиссариату по посвящению (Наркомпросу)
было поручено руководство вопросами искусства и культурно-
просветительной работой. Под руководством Государственной
комиссии по просвещению создавались отделы народного обра-
зования губернского, уездного и волостного уровней в структу-
ре исполнительных органов власти.

         В марте 1918 года на Урале постановлением местных ис-
полнительных комитетов была проведена национализация ки-
нематографов и установлено «жесткое наблюдение за постанов-
кой картин в кинематографе».59 Национализированные типогра-
фии передавались вновь образованным губернским комиссариа-
там по делам печати. В театре отменялась частная антреприза,
определение репертуарной политики относилась к приоритетом
местных партийных органов. Печать, журналистика, литература
должны были играть роль «передаточного аппарата между пар-
тией и рабочим классом» со всеми вытекающими отсюда по-
следствиями.

58 Во время гражданской войны на Урале в войсках красных, в составе
III Армии действовало, по некоторым сведениям, более ста солдатских
театров.
59 Цит. по: Г.Селянинова. Ук.соч. С.77.

                                             80
   76   77   78   79   80   81   82   83   84   85   86