Page 89 - Советский миф в судьбе Урала
P. 89

Однако за резкую демократизацию культуры Уралу
пришлось заплатить и еще не раз. Оказалось, что поставить «на
поток» селекцию художников и писателей из рабочей среды
(проявлению чьего таланта, как казалось, мешал только преж-
ний политический режим) не так-то просто. Так, пермская пе-
чать тех лет недоумевала: «Почему-то на воззвание организаци-
онного бюро откликнулось очень мало писателей-рабочих». В
силу этого газета «Уральский рабочий», объявляя в 1921 году
конкурс на лучшую агитреволюционную пьесу, сразу же огова-
ривала, что «недостаточность литературной обработки не может
быть препятствием для участия в конкурсе».

         Подобное не умаляет энтузиазма и глубокой увлеченно-
сти тех, кто тогда действительно стремился овладеть художест-
венным мастерством. Так, молодой рабочий, слесарь вагоноре-
монтного депо станции Пермь I Л. А. Старков создал к третьей
годовщине Октября памятник, призванный символизировать по
его собственному признанию «торжество коммунизма на разва-
линах старого мира». Но интересен следующий эпизод, много
говорящий о самом отношении людей к тому, что они делали.
«Л. Старков и А. Верещагин лепили, а мы – я, П. Антонов,
В. Цымлер – на дровнях возили камни, – вспоминал один из уча-
стников работы над памятником М. Кузнецов. – Нам лошадь
достали. А потом коня не было, так мы впряглись в дровни и на
себе возили камни»68.

         Но если подобным творческим опытам в истории ураль-
ского искусства неизменно будет уделяться в будущем при-
стальное внимание, то другое важнейшее обстоятельство данно-
го периода, имевшее драматические последствия для всей куль-
туры Урала, будет обходиться со столь же упорным молчани-
ем… Попытки создания какого-то революционного искусства
явились, по существу, отрицанием продолжавших угасать в это
же самое время традиционных уральских народных промыслов,

68 Цит. по: Казаринова. Художники Перми. С.27. Можно было бы при-
вести и пример челябинца И. Л. Вандешева, который в 36 лет, имея
начальное образование, поступил на рабфак Вхутеина, чтобы получить
профессиональную художественную подготовку.

                                             88
   84   85   86   87   88   89   90   91   92   93   94