Page 82 - Советский миф в судьбе Урала
P. 82
Самой массовой в первые послереволюционные годы на
Урале среди других культурно-просветительских и литератур-
ных организаций стал Пролеткульт. Уже весной 1918 года при
городских исполкомах Советов стали возникать коллегии Про-
леткульта. (Большевики не возлагали больших надежд на ста-
рую интеллигенцию и поэтому охотно поддерживали возникно-
вение рабочих литературных организаций).
В основе деятельности Пролеткульта лежала идея созда-
ния особой классовой «пролетарской культуры». Искусство це-
ликом должно было быть подчинено целям классовой борьбы
пролетариата. Лозунг о том, что искусство должно принадле-
жать народу, идеологи Пролеткульта понимали в том смысле,
что и творцами новой культуры могут быть только сами рабочие
(пролетарский художник призван быть одновременно и худож-
ником и рабочим)60.
Участник первого образовавшегося в Перми поэтическо-
го объединения «Мастерская слова» – «Мы» Б.Ирисов писал в
сборнике «Улица», вышедшем в 1923 году:
Мы у станков окрылим души,
Искоренив из них любовь.
Основы мира мы разрушим,
Чтоб мир иной отстроить вновь.61
В противовес индивидуалистическому творчеству «от-
жившего класса» во главу угла нового пролетарского творчества
ставился коллективизм. Студент Академии художеств
С. Блажевич, позднее, в 1940-е годы, возглавивший получив-
шую международную известность изостудию рабочих художни-
ков Челябинского тракторного завода, в те годы пропагандиро-
вал лозунг создания Армии рабочих художников.
60 Забегая вперед, следует заметить, что несмотря на все дальнейшие
изменения в культурной политики партии, разоблачения идеологии и
практики Пролеткульта, посеянные этим движением на Урале ростки,
будут давать себя знать и в будущем.
61 Цит. по: Н.Казаринова. Искусство Перми. Век ХХ: «Эпоха. Власть
идей. Художник» (по материалам выставки-публикации)// Искусство
Перми в культурном пространстве России. Век ХХ. – Пермь, 2000.
С.144.
81