Page 85 - Советский миф в судьбе Урала
P. 85

ных прямо из скал, ему же принадлежала идея создания на Ура-
ле Красной академии скульптуры. «Нам нужно здесь, среди
мрамора, – призывал Эрьзя, – положить начало скульптурной
академии. Мы привлечем сюда для работы лучшие силы России.
Они с радостью приедут на Урал, в царство мрамора, так как
давно мечтают об этом. Здесь лучшие материалы, они в сотни
раз превосходят по своему качеству все материалы Европы».

         В 1920 году Эрьзя фактически становится главным
оформителем основных городских площадей к первомайским
торжествам. Замысел у скульптора был обязывающий. Действуя
по велению сердца, он поставил себе задачу хотя бы на некото-
рое время силой искусства добиться революционного преобра-
жения всего Екатеринбурга. Нельзя сказать, что все сделанное
Эрьзей в этом плане относилось к лучшим его произведениям.
Желание во что бы то ни стало выразить всемирно историческое
значение празднуемого события повлекло за собой стремление к
глобальным обобщениям, породило навязчивый аллегоризм и
выспренность образов.

         На Кафедральной площади Екатеринбурга между Бого-
явленским собором и зданием мужской гимназии, на месте па-
мятника царю-освободителю Александру II водрузили «статую
Свободы» Эрьзи – многометровую мраморную фигуру обна-
женного человека. Представленный образ, его пластическое ре-
шение странно диссонировали с строгим геометризмом «чужо-
го» парадного постамента62, невольно акцентируя обнаженность
выставленного как будто на показ мужского тела (приговор
обывателей в этой связи был прост: «Портки поленились изва-
ять»).

         Хотя официально памятник назывался «монументом Ос-
вобожденному Труду», жители города стали именовать его про-
сто – Ванька Голый (некоторые, правда, называли его «Федька-
бесстыдник»). Если судить по воспоминаниям П.П.Бажова, то в

62 Надо признать, что прежние памятники, не только этот Александру
II, но и Петру I, Екатерине I в Екатеринбурге, Екатерине II – в Ирбите,
Демидову – в Нижнем Тагиле, Модераху – в Перми поставлены были
весьма удачно.

                                             84
   80   81   82   83   84   85   86   87   88   89   90