Page 35 - Советский миф в судьбе Урала
P. 35

лей, между которыми будет конкуренция.
         Таким образом, сложности модернизационных преобра-

зований на Урале упирались в конечном итоге в существующие
в крае особый уклад горнозаводской жизни, разветвленную сис-
тему традиционных отношений, «дореформенный» тип созна-
ния, своеобразную духовную атмосферу. Все это было выраже-
но, воплощено в исторически сложившемся уникальном облике
горнозаводского Урала. Поэтому в первую очередь следовало
бы говорить о значении социокультурной составляющей
«уральского кризиса», о происходящей смене культурно-
исторических, культурно-хозяйственных типов.

         Однако, представление об отсталости уральской горно-
рудной промышленности, сохранявшейся архаичности ее орга-
низации подталкивало внешних наблюдателей к тому, чтобы и в
культурном своеобразии Урала видеть прежде всего проявления
той же отсталости, «задержки в историческом развитии». Кроме
того, процесс сближения с Центральной Россией неизбежно
должен был натолкнуться на сопротивление привычного стерео-
типа в сознании российского обывателя: малознакомый про-
мышленный край с суровой природой, географически удален-
ный от столиц по определению должен был представляться глу-
бокой провинцией, глухим углом Российской Империи.

         Действительно, ощутимая связь с допетровской культур-
ной традиции и ранее отмечалась даже при беглом знакомстве с
жизнью края. Так, П. И. Мельникова-Печерского, побывавшего
здесь в первой половине XIX века, поразил сохраняющийся на
Урале «русский дух в неподдельной простоте». «Здесь все: и
образ жизни, и придания, и обряды носят на себе отпечатки глу-
бокой старины», – писал литератор в «Дорожных записках по
пути из Тамбовской губернии в Сибирь» (опубликованных в
1841 году в журнале «Отечественные записки»).

         В начале ХХ века этот сохраняющийся в крае человече-
ский тип, который Мамин-Сибиряк называл «старорусским»,
некоторые черты патриархальности в образе жизни и духовной
атмосфере народного Урала в условиях отсутствия развитой
светской культуры и профессионального «ученого» искусства
воспринимались уже как результат непросвещенности народных
масс, отлученных от подлинной культуры. В стороне оставался

                                             34
   30   31   32   33   34   35   36   37   38   39   40