Page 34 - Советский миф в судьбе Урала
P. 34

технологии должны были быть максимально простыми и при-
способленными к условиям уральских заводов20.

         Перспективы горной промышленности в этом отношении
могли быть связаны с возможностью Урала «правильно механи-
чески-хозяйственно развиваться, концентрироваться и специа-
лизироваться, а с другой стороны, по выяснению правовых зе-
мельных отношений.., техника железного дела на нем пойдет
более быстрым темпом, но все-таки по самой своей сути будет
своеобразна», – отмечал тот же А.Н. Митинский, командиро-
ванный на Урал по инициативе группы депутатов Государст-
венной Думы вместе с профессором Петербургского универси-
тета И.Х. Озеровым.

         На сложность этого пути указывала та болезненность, с
которой протекала трансформация традиционного, патриар-
хального сознания уральских рабочих далеко не похожих на
классических пролетариев. В горнозаводской среде сохранялось
устойчивое представление о социальной справедливости, проис-
текающее из «исторического долга» заводов перед населением
(предполагающее обязательное обеспечение работой, миниму-
мом социальных гарантий). Подобное положение породило па-
радоксальную ситуацию «прикрепления заводов к населению».

         Сохранявшиеся на уральских заводах традиционные ар-
тельные способы организации труда привлекли внима-
ние Д. И. Менделеев, который в 1899 году по поручению мини-
стра финансов возглавил работу комиссии специалистов, со-
вершивших поездку на Урал. Учитывая ту роль, которую заво-
дские артели рабочих играли в организации производства, уче-
ный высказал мнение о возможности передачи многих из заво-
дов артельно-кооперативному хозяйству.

         Той же идеи, изложенной ранее в книге «Положение ра-
бочего класса в России», придерживался известный русский со-
циолог и экономист В. В. Берви-Флеровский писавший, что спа-
сти Россию от экономических и социальных неурядиц можно
только передачей промыслов и заводов в руки заводских арте-

20 Отметим, что 90 % уральской промышленности составляли горно-
рудные предприятия и только 10 % – машиностроительные.

                                             33
   29   30   31   32   33   34   35   36   37   38   39