Page 36 - Советский миф в судьбе Урала
P. 36

тот факт, что этот кажущийся архаизм культурного состояния
Урала сочетался, например, с традиционно более высоким, чем
в Центральной России, уровнем грамотности горнозаводского
населения и сложившимися традициями промышленного труда.

         Трудно было поверить, что существовавшая на Руси до
XVIII века древняя культурная традиция, которая была отверг-
нута петровскими реформами, не была безвозвратно потеряна,
не погибла бесследно. Силой исторических обстоятельств она
оказалась перенесена на Урал и получила здесь, в глубине Рос-
сии в новых условиях свое дальнейшее развитие. Пройдя свой
путь становления (отличавшийся от культурного развития Цен-
тральной России) она стала основой формирования особой
уральской культуры, определив ее неповторимый облик. Тем
самым, культура Урала за несколько веков превратилась в отно-
сительно самостоятельную ветвь национальной культуры.

         Конечно, большая роль в сохранении этой преемственно-
сти духовно-религиозных и художественных национальных
традиций принадлежала старообрядцам, которые еще в «деми-
довской империи» составляли едва ли не половину населения.
Все исследователи отмечают большое культурное и экономиче-
ское влияние, которое имели они в крае. Благодаря им Урал,
превратившись на несколько веков в один из главных центров
раскола (чье влияние распространялось на огромную террито-
рию от Вятки до Тобола), и в начале ХХ века, несмотря на уси-
лия светских и церковных властей, сохранял это свое значение21.

         Но если посмотреть на всю историю горнозаводского
Урала XVIII – XIX веков шире, то обнаружится, что данный во-
прос имеет действительно принципиальный характер. Как ни
странно, но именно Урал – наиболее мощно развивавшийся ин-
дустриальный район – дал свое решение проблемы соотношения
материального производства и духовной жизни народа. Ставшая
вызовом, формирующаяся в крае система производственно-
экономических отношений, диктуемая всем ходом его промыш-

21 После первой русской революции и последовавшей легализации по-
ложения старообрядцев именно на Урале, в Невьянске в 1910 году со-
стоялся Всероссийский съезд христиан старообрядческого часовенно-
го согласия.

                                             35
   31   32   33   34   35   36   37   38   39   40   41