Page 40 - Советский миф в судьбе Урала
P. 40
стности, достижения каслинских литейщиков во многом связа-
ны с приездом на завод в 1870-80-х гг. выпускников Академии
художеств М.Д. Канаева, Н.Р. Баха, направивших развитие про-
мысла в русло общероссийских тенденций. В 1902 году в Екате-
ринбурге открылась художественно-промышленная школа.
С другой стороны, эволюционизировала сама заводская
среда, претерпевали изменение ее художественные вкусы. На-
пример, почти на всех заводах в 1880-90-х годах существовали
любительские театры. Рабочий самодеятельный театр был соз-
дан в Нижнем Тагиле, на Каслинском заводе, инициаторами и
участниками спектаклей являлись зажиточные мастеровые. О
распространенности заводских и сельских хоров говорит хотя
бы тот факт, что к трехсотлетию Дома Романовых в 84 местах
народными хорами была поставлена опера Глинки «Жизнь за
царя» (причем в 30 случаях опера была показана полностью).
Уральская интеллигенция, уральские художники со сво-
ей стороны все острее начинали осознавать ценность, самобыт-
ность, неповторимый характер горнозаводского Урала. «Горячо
любя свой Урал, – писал А.К. Денисов-Уральский, – я пожелал
быть ему полезным в той области, которая для меня доступна;
пусть другие сделают это в тех областях, которые им доступ-
ны»! Такой постоянно прорывающийся в словах и чувствах
уральских художников пафос мог бы показаться в другой ситуа-
ции даже несколько странным, если не принимать во внимание,
что он был обусловлен искренней обеспокоенностью за будущее
народной уральской культуры.
Так отрывались перспективы становления самобытного
профессионального уральского искусства.
Однако, творчество еще немногочисленных профессио-
нальных уральских художников к началу ХХ века не достигло
того качественного уровня, который позволил бы решить глав-
ную стоящую перед ними задачу – выразить дух народного
Урала, помочь процессу его самопознания.
Вспомним, что Мамина-Сибиряка сравнивали с Эмилем
Золя. А где же Джек Лондон «уральской Калифорнии»? Где
эпическая картина жизни уральских «заводов»? В каких краях
заплутали те, кто подобно Крейцвальду, создавшему Калевалу,
способны были бы оценить неповторимый горнозоводский
39