Page 30 - Советский миф в судьбе Урала
P. 30
покровительства заводскому делу им навсегда обеспечены мил-
лионные барыши… В таких понятиях и взглядах вырастает одно
поколение за другим, причем можно проследить шаг за шагом
бесповоротное вырождение самых крепких семей. Чтобы вы-
рваться из этой системы паразитизма, воспитываемой в течение
полутораста лет, нужны нечеловеческие усилия…»
Здесь Мамин-Сибиряк, как никто другой, приблизился к
пониманию исторической логики, властно проявляющей себя в
развитии края. В «Приваловских миллионах» Мамин-Сибиряк
представляет исторически сформировавшуюся картину ураль-
ской жизни. Вместе со своим героем он мучительно переживает
эту ситуацию, видя, как она искажает облик уральской жизни,
уродует человеческие отношения, калечит судьбы, обрекая лю-
дей на страдания. Терпят неудачи все благие начинания Прива-
лова, связанные с его искренним желанием вернуть «историче-
ский долг» народу, рабочим, башкирам, на землях которых сто-
ят Шатровские заводы. Невозможность распутать узел противо-
речий, остановить безжалостную эксплуатацию приводят При-
валова к мысли о том, что уральские горные заводы в земле-
дельческой по преимуществу стране являются язвой на теле
России.
В современной ему действительности Мамин-Сибиряк
видел, как к предыдущим проблемам развития Урала добавля-
ются новые. Писатель тяжело переживал то, что коррозия все
больше затрагивает сохраняющиеся национально-духовные ос-
новы жизни, скреплявшие прежде уральскую реальность. Для
писателя идеалом «естественного» положения оставалось со-
хранение подчиненности всего устройства жизни нравственным
началам, а человека – суду своей совести. Именно эта позиция
служила основой, с которой писатель оценивал развитие ураль-
ской жизни, деятельность отдельных горнозаводчиков и их роль
истории края.
В условиях общественного кризиса, когда сильно остава-
лось влияние народнического подхода (отождествлявшего поня-
тия «народ» и «крестьянство» как самого большого российского
сословия), уральская действительность давала Мамину–
Сибиряку основания смотреть на народ как на исторически сло-
жившуюся и во многом продолжающую существовать в крае
29