Page 31 - Советский миф в судьбе Урала
P. 31

общность людей, объединенных общей памятью, национально–
религиозными и культурными традициями.

         Понятие «народ» для Мамина-Сибиряка было шире ка-
ких–либо попыток его классового определения. В возможной
пролетаризации Урала писатель видел угрозу дальнейшего рас-
кола края на противостоящие социальные группы. Его протест
против унизительных условий жизни уральских рабочих не оз-
начал поддержки распространения идеологии промышленного
пролетариата как некоего класса, все принципиальные вопросы
существования которого лежат в плоскости экономических ин-
тересов, политической борьбы. В «Приваловских миллионах»
герой романа пытается остановить процесс, в результате кото-
рого «на заводах в недалеком будущем выработается настоящий
безземельный пролетариат, который будет похуже всякого кре-
постного права».

         Более того, уже в «Приваловских миллионах» писателем
утверждалось, по существу, новаторское для литературы тех лет
(но кажется, оставшееся не замеченным) отношение к народу не
как к жертве эксплуатации или массе, нуждающейся в защите и
просвещении со стороны интеллигенции, а как к самостоятель-
ной национальной силе, способной в своем единстве вершить
свою судьбу. Эта позиция Мамина-Сибиряка проявилась и в по-
следующих романах писателя, прямо посвященных народной
жизни («Три конца», «Золото», «Хлеб»).

         Такой подход Мамина-Сибиряка вызывал неприятие со
стороны современной писателю петербургской критики, уко-
рявшей его тем, что писатель вместе со своей «уральской те-
мой» остался в «стороне от главного русла», от столбовой доро-
ги развития русской литературы. Мамина-Сибиряк действи-
тельно словно бы «выпадал» из окружающей обстановки, не
соответствовал литературной моде (его 50-летний юбилей про-
шел не замеченным в столице). Современная писателю и более
поздняя критика испытывали трудности в определении места
творчества Мамина-Сибиряка в русской литературе.

         Со своей стороны, Мамин с непониманием относился к
возникшему в среде столичных литераторов увлечению модер-
низмом. Ему казалось изменой демократическим принципам
придаваться эстетским играм. Однако такое взаимное непони-

                                             30
   26   27   28   29   30   31   32   33   34   35   36