Page 39 - Советский миф в судьбе Урала
P. 39

Понятно, что в условиях начала ХХ века, когда край все
сильнее втягивался в конкурентную борьбу на всероссийском
рынке и должен был соотноситься с общенациональными тен-
денциями социально-экономического и политического развития,
должен был пытаться примериться к характеру культурного со-
стояния всего русского общества решить задачу создания мас-
штабного образа Урала, выражающего его подлинный дух, осо-
бенности историческом пути могло только профессиональное
искусство.

         Проблему в данном отношении осложняло то, что про-
фессиональное художественное творчество на Урале (живопись,
театр, музыка, литература) находилось в процессе становления.
Современное искусство в том или ином виде, конечно, присут-
ствовало в общественной и светской жизни так называемой об-
разованной публики прежде всего Перми и Екатеринбурга (с
оперными театрами, симфоническими концертами, любитель-
скими музыкальными кружками, художественными выставка-
ми). Однако от любительских и полупрофессиональных «заня-
тий искусством», укладывающихся в определение «провинци-
альной художественной жизни», неоправданно было бы ожи-
дать появления значительных произведений.

         Особенность появления и развития на Урале современ-
ного профессионального художественного творчества общерос-
сийского уровня, заключалась в том, что оно и прежде в лучших
своих образцах вырастало из местной почвы. Уральских литера-
торов и художников питала связь с традиционной горнозавод-
ской культурой. Даже по своему происхождению многие ураль-
ские художники и писатели (среди них: А. Корзухин,
Д.Н. Мамин-Сибиряк, А.К. Денисов-Уральский, П.П. Бажов и
другие) были выходцами из среды мастеровых, рабочих заводов,
камнерезов, духовенства края. Показательна в этом отношении
судьба династии тагильских старообрядцев-иконописцев Ху-
дояровых и пермской династии иконописцев Верещагиных
(принадлежащие к третьему поколению этих семей получили
образование в Императорской Академии художеств и стали
профессиональными живописцами).

         К концу ХIХ века это встречное движение народного
творчества и профессионального искусства сохранялось. В ча-

                                             38
   34   35   36   37   38   39   40   41   42   43   44