Page 273 - Советский миф в судьбе Урала
P. 273

В нем сильно стремление подогнать жизнь под заданные
схемы, в реальность которых он свято верит. Он не осознает ис-
кусственность принятых им правил существования. За его суще-
ствованием не чувствуется глубоких корней, исторических и
культурных традиций. Зрителя смешит заданность, предсказуе-
мость поведения героя в любых обстоятельствах. Шурик – не
просто «настоящий», а дистиллированный советский человек.
Однако, как ни странно, «Шурик», такой как он есть, не был вы-
думан, скажем, Леонидом Гайдаем (который, говорят, видел в
нем свое alter ego) или кем- то еще.

         В данном контексте принципиальное значение приобре-
тает понимание отношений самого Александра Демьяненко со
своим героем, с которым он поделился даже именем. И здесь
открывается характерное. Жена Демьяненко, актриса, режиссёр
дубляжа Людмила Акимовна в одном из интервью, касаясь этой,
как оказалось, самой «больной темы», говорила: «Но весь ужас
был в том, что он Шурика в картине Гайдая... не играл. «Я его
не играл, – повторял Саша. – Я тогда был молодой, спортивный,
снимался с удовольствием, всё происходило само собой. Не бы-
ло такого, чтобы я что-то особенное вкладывал в эту роль, ис-
пытывал муки творчества».

         Роль Шурика в комедиях Гайдая принесла Александру
Демьяненко огромную популярность, следовало ожидать, что
дальнейшую работу актера в кино и в театре ждет только успех.
Но всё повернулось иначе. Так удачно сыграв самого себя,
Демьяненко «по молодости» допустил роковую ошибку, став-
шую губительной для его творческой карьеры. Симпатичный
образ превратился в специфическое амплуа, в стереотип, разру-
шить который актеру оказалось не под силу (кто помнит, что
Демьяненко снимался еще, например, в «Угрюм-реке» и «При-
валовских миллионах»?). Режиссеры и зрители видели в актере
отныне только Шурика…

         Если теперь снова вернуться к фильмам Гайдая с участи-
ем Демьяненко, то следует обратить внимание на одну постоян-
но повторяющуюся в них деталь. Едва ли не во всех комедиях
события начинают разворачиваться с того момента, когда в дан-
ное место всегда «откуда-то» приходит, прибывает, приезжает
Шурик: приезжает в качестве студента на Кавказ собирать

                                            272
   268   269   270   271   272   273   274   275   276   277   278