Page 272 - Советский миф в судьбе Урала
P. 272
олицетворением – очевидное несовпадение Шурика со средой.
Неадекватность окружающему в данном случае означала соот-
ветствие героя другому – его собственным представлениям о
жизни. Образ ее имел для героя характер данности, не вызы-
вающей вопросов или рефлексии в силу своей самоочевидности.
Речь не о какой-то абстрактной системе взглядов и прин-
ципов. Шурик-Демьяненко нес в себе и являл собой частицу
другой реальности, воплощал в себе опыт другой, отличающей-
ся от здешней жизни (с ее «кавказскими обычаями», товарища-
ми сааховыми, занимающими «ответственные должности», дя-
дями, с выгодой для себя за калым устраивающих «личную
жизнь» племянниц и так далее). Отсюда подкупающая наив-
ность, искренность и доверчивость Шурика, не допускающего
мысли о возможной нечестности, лукавстве между людьми, ко-
рыстности их целей.
Характерно, что когда Шурик пробуждается от этого
«наваждения» (то есть, когда в силу обстоятельств он начинает
понимать, что на Кавказе и в других местах, конечно, тоже жи-
вут советские люди, но живут как-то немножко по-другому, чем
там, откуда приехал он), все меняется. На героя отрезвляюще
действует тот факт, что он свои убеждения принимал за законы
самой жизни.
В этих условиях Шурик начинает действовать изобрета-
тельно, решительно, эффективно! Выручает «комсомолку, спорт-
сменку и просто красавицу» Нину, наказывает похитителей. То
же происходит и в других комедиях Гайдая, с участием Шурика,
где на складе он насмерть бьется с «расхитителями общенарод-
ной собственности», на стройке – «шефствует» над тунеядцем и
так далее. Его антиподы Бывалый, Трус и Балбес – это всегда во-
площение ассоциальности, эгоистических интересов.
В отличие от Шурика этих персонажи носят характер от-
кровенно условный, шаржированный (что превратило их в
дальнейшем в героев анекдотов). Тем не менее, в качестве неиз-
бежной составной единого пейзажа советской жизни они иногда
кажутся в чем-то более естественными, живыми, по крайней ме-
ре, в мотивах своих поступков. Напротив, Шурику словно бы не
хватает способности доверять собственным чувствам, воспри-
нимать жизнь непосредственно.
271