Page 277 - Советский миф в судьбе Урала
P. 277
человеческих чувств, глубину индивидуальных человеческих
характеров»236.
Имеющие место изменения в творчестве уральских ху-
дожников можно было бы скорее охарактеризовать как его по-
степенное эволюция в сторону «смягчения» «сурового стиля»
(превращавшее изобразительное искусство края, так сказать, в
«суровую живопись Урала»). Неизменным оставалось то, что по
поводу любой из более или менее значительных выставок мож-
но было сказать: «Выставка создает впечатляющую картину со-
временной жизни социалистического Урала – крупнейшие заво-
ды, их панорамы, трудовой ритм цехов, портреты передовых
тружеников, ученых, деятелей культуры, виды природы во всей
нетронутой красоте, славное историческое прошлое – все вол-
нует ум и сердце художников нашего края»237. Ну, и конечно
«неизменным решающим слагаемым» любой выставки уральцев
оставалась «тема труда».
Все больше осознавая, что вращается в кругу одних и тех
же тем и образов, но, уже утратив пафос шестидесятых, ураль-
ская живопись, словно бы не видела возможности, чтобы сде-
лать следующий шаг и оторваться от связывающей ее эстетики
«сурового стиля». До определенной степени верным можно счи-
тать и то, что она не чувствовала в себе особой нужды в подоб-
ных усилиях, как будто бы «суровый стиль» уже дал ей обрести
единственно возможную «точку опоры» в историческом време-
ни и пространстве238.
По сути же, уральское изобразительное искусство,
столкнулось с необходимостью признания того, что сама созда-
236 Павловский Б. Активность творческой позиции. – Художник. –
1980. №6. С.11-13.
237 Там же. С.7.
238 Беда заключалась в том, что наложенное на уральское искусство и
принятое им на себя «добровольное» самоограничение стало препятст-
вием на пути дальнейших поисков уральцев, отторгая яркие творче-
ские индивидуальности как нечто инородное. С утратой импульса,
идущего от шестидесятых, связанного с кажущимся самообретением,
уральское искусство было обречено все более приобретать закончен-
ные черты провинциализма.
276