Page 268 - Советский миф в судьбе Урала
P. 268
Лагутина ушла жена, переставшая понимать, что с ним проис-
ходит.
Пережитое заставляет героя пьесы по-особому остро
ощущать несовершенство жизни как некую несправедливость,
которую требуется исправить, противопоставив ему социальный
порядок. И если называть вещи своими именами, то герой при-
ходит на завод с чувством неизжитой боли, жаждой мести. Дру-
гое дело, что он оказывается при этом в гамлетовском положе-
нии, не до конца осознавая сам, бросает вызов ни сталевару
Сартакову, ни заводскому начальству или бригаде, а всему усто-
явшемуся порядку.
Повторяя как заклинание одни и те же слова о том, что
общегосударственная собственность навсегда ликвидирует на-
емный труд и порождает в советском человеке чувство хозяина,
что «план – это закон», а соцсоревнование – «мощный рычаг
повышения производительности труда» система на практике
ничего не могла поделать с распространяющимися халатностью,
пьянством, отсутствием дисциплины на производстве. Эрнст
Неизвестный, например, рассказывал, что когда он начал рабо-
тать в качестве ученика литейщика на вагоностроительном за-
воде у него возникло ощущение, что «завтра кончится советская
власть. Это было что-то невообразимое по бесхозяйственности,
по полному наплевательству на общезаводские дела».
Движение страны от одного партийного съезда до друго-
го, выполнение производственных пятилетних планов, посеще-
ние собраний трудовых коллективов, борьба «за мир во всем
мире», членство в профсоюзах – «школе коммунизма миллио-
нов» и так далее составляли внешнюю, официальную сторону
существования советских людей. А наряду с этим существовала
не менее устойчивая зона неформальных отношений, личных
интересов. Обе эти стороны жизни, заключавших в себе далеко
не всегда совпадающие системы ценностей, сталкивались и ка-
ким-то образом примирялись между собой в душе каждого со-
ветского человека. Это было динамичное состояние, когда верх
брала то одна, то другая сторона (интересы или принципы).
В пьесе Бокарева его герой Лагутин своим поведением
невольно обличает каждого из окружающих, принявшего «пра-
вила игры», поступившегося ради этого чем-то в своей душе.
267