Page 275 - Советский миф в судьбе Урала
P. 275

ву народа и положительным содержанием социализма как соци-
ально-политического учения. Советский социализм (вопреки
материалистичности своей теоретико-философской базы всегда
эксплуатировавший сознание людей, их веру и энтузиазм) зако-
номерным образом в 1960-е впервые по-настоящему столкнулся
с прямым истолкованием своих принципов как организующего
начала прежде всего материальной жизни людей.

         Сами «шестидесятники» так и не смогли понять, почему,
несмотря на все их презрение к материальному, борьбу с бытом,
мещанством, этот самый быт продолжал так упорно, как опол-
зень, наступать на их идейные позиции, осаждать их со всех
сторон. Общество, занятое поисками подлинного образа комму-
низма, одновременно открывало для себя мир вещей, западный
образ жизни, преимущества приватного существования, обрета-
ло вкус к стильному поведению и манере одеваться, обнаружи-
вало для себя радости досуга и … отчаянно пыталось задушить
в себе интерес к этой стороне жизни.

         «Шестидесятники» не знали, что пугаются собственной
тени, и пытались убежать, оторваться от нее. Подобное не по-
зволяет согласиться с утверждением о том, что1960-е были наи-
менее противоречивыми годами в советской истории. Напротив,
именно их глубинная скрытая противоречивость относится к
самой сущности этого периода, выдавая его промежуточный
характер: он завершает одну эпоху и открывает другую.

         Начавшееся подспудное высвобождение действия новой
для развития страны логики, диктуемой экономическими инте-
ресами, не могло по разным причинам идти прямо по восходя-
щей линии. Ей предстояло постепенно преодолевать, подтачи-
вая изнутри, тотальную идеологизированность советской жизни,
вести борьбу с остатками коммунистической веры и иллюзиями
возможности «социализма с человеческим лицом», а по боль-
шому счету, работать над формированием новой картины мира,
легитимизирующей право человека на индивидуальность, на
проявление его природных свойств, включая материальные по-
требности и интересы, требующих свободы не только духовной,
но и политической.

         Что касается судьбы «сурового стиля» в советском изо-
бразительном искусстве, во многом формировавшего и вопло-

                                            274
   270   271   272   273   274   275   276   277   278   279   280