Page 278 - Советский миф в судьбе Урала
P. 278

ваемая ей картина уральской жизни приобрела едва ли не ис-
черпывающее пластическое выражение и смысловую закончен-
ность. Социалистический Урал именно в «суровом» образе «ра-
бочего края», наконец, обрел свой окончательный, более не
предполагающий каких-либо изменений вид.

         С другой стороны, сформировавшийся характер самой
уральской действительности (и не только в смысле создания
«индустриальной базы») подтверждал верность подобного об-
раза, его соответствие, полное совпадение с реальностью! Миф
о «советском Урале» как о «рабочем крае» с «трудовым харак-
тером», чья роль и место в государстве изначально определены
как будто бы самой природой, чей «потолок» ограничивается
погруженностью в материальное (промышленное) производст-
во, крае без прошлого, рожденном советской властью, нераз-
рывно связанного с нею кровными нитями, всем ей обязанным,
ее «оплота» и «опоры державы» перешел в жизнь, был вопло-
щен теперь в самой уральской действительности!

         Если с самого начала (а особенно активно с конца 1920-х
годов) власть заставляла искусство уговаривать, гипнотизиро-
вать Урал, под видом «отражения» действительности занимать-
ся ее конструированием, чтобы свести уральскую историю и
современность прежде к нужному ей, «правильному» «изобра-
жению на плоскости», а затем к одномерному существованию
на практике. То ныне все связанное с образом «социалистиче-
ского Урала» воспринималось как самоочевидное отражение
самого наличного бытия, являясь единственной формой само-
сознания края, неотъемлемой частью мироощущения его жите-
лей: так чувствовали, думали, в этом находили смысл, с этим
связывали свое будущее и будущее детей.

         «Уральское искусство» почти весь ХХ век служило
единственным зеркалом Урала, в котором он, если хотел, мог
пытаться разглядеть черты своего образа. Но оглянувшись на
историю уральского искусства, можно увидеть, что все его су-
ществование в советский период с самого начала было подчине-
но исключительно решению одной главной задачи – созданию
образа «советского Урала». Сфера профессионального художе-
ственного творчества на Урале была превращена властью в ла-

                                            277
   273   274   275   276   277   278   279   280   281   282   283