Page 271 - Советский миф в судьбе Урала
P. 271

ло с действительностью, не позволяя увидеть не только окру-
жающих, но и самих себя в истинном свете. Между тем, их
мрачная сверхсерьезность, отсутствие самоиронии, буквальное
понимание вещей, тяжеловесность, постоянное переживание
своей ответственности за всех (с которой – раз ощутив ее на се-
бе – они уже никогда не могли расстаться) способны были при
других обстоятельствах вызвать улыбку.

         Случайно ли среди 40 претендентов на роль основного
персонажа в своей ставшей потом знаменитой комедии «Кавказ-
ская пленница» Леонид Гайдай почему-то выбрал именно быв-
шего свердловчанина Александра Демьяненко, который родил-
ся, вырос и даже успел до отъезда на учебу в Москву в ГИТИС
закончить первый курс юридического института в Свердловске.
Можно согласиться с тем, что это простое совпадение, но толь-
ко при одном условии, если помнить, что случайность, – форма
проявления закономерности235.

         «Студент», интеллигент, чудаковатый «очкарик» с доб-
рым, по-детски открытым лицом, в ковбойке и чуть короткова-
тых брюках дудочками Шурик-Демьяненко оказался по всей
своей психофизике, манере поведения и отношению к жизни
воплощением молодого советского человека, узнаваемого и ха-
рактерного в своей типажности. Мягкий, чувствительный (ведь
«птичку жалко») и, казалось, такой незащищенный в своей на-
ивности он в то же время обладал внутренним стержнем, безус-
ловно ставя свои принципы, сознание долга выше чувств (если
Ниночка – чужая невеста, то это – судьба).

         Откуда же брался комизм в этом скорее лирическом об-
разе? Эксцентричность возникала не только от особой подвиж-
ности, заостренной дробности движений, рассеянности и чуда-
коватости персонажа Демьяненко. Подлинный комический эф-
фект вызывало как будто бы парадоксальное для социального
типажа – по определению являвшегося воплощением среды, ее

235 Тем более, что новый тип героя Демьяненко – сначала в виде
скромного интеллигента, совершающего подвиг – возник уже в кино-
картине «Ветер», далее уточняясь, обрастая деталями в образах наив-
ного и деликатного журналиста («Порожний рейс»), слишком «пра-
вильного» бухгалтера («Карьера Димы Горина»).

                                            270
   266   267   268   269   270   271   272   273   274   275   276