Page 267 - Советский миф в судьбе Урала
P. 267

ся и рвется работать подручным «к печи». Смысл и мотивы это-
го его поступка скоро становятся ясны – с момента своего появ-
ления на заводе герой стремится занять такую позицию, где
спрашивая с себя, получаешь право спрашивать «по полной» с
других.

         Повод для этого, а с ним и конфликт не заставляют себя
ждать. Лагутин буквально вцепляется в заслуженного, дораба-
тывающего дни до пенсии сталевара Сартакова, позволяющего
допустить в работе «халтурку». В результате чего сталевар вы-
нужден уйти с завода, а на его место в обход другим претенден-
там назначают самого малоопытного Лагутина, который в свою
очередь оказывается в конфликте со всеми, прежде всего с бри-
гадой, покрывавшей Сартакова, и подозревающей Лагутина в
элементарном карьеризме.

         Можно считать, что вся драматургия пьесы Бокарева за-
ключается в том, что «положительный герой», которого отлича-
ет максималистское отношение к жизни, бросает открытый вы-
зов порядкам, царящим на производстве, в заводском коллекти-
ве. На обсуждение остаются лишь методы борьбы, которые он
выбирает (вроде сноса бульдозером пивного ларька), и упорное
нежелание героя видеть, что «за каждым понятием люди живые
стоят».

         Однако, в пьесе присутствует еще один смысловой план
(и дело зрителя или режиссера замечать его или нет), уводящий
пьесу от ходульных схем постановок на «производственные»
темы. С самого начала действия пьесы во всем облике Лагутина,
его поведении как «положительного героя» заложена какая-то
странность. В агрессивности Лагутина по отношению ко всем
окружающим, в каждом его шаге в «борьбе за правду» есть что-
то надрывное, на грани аффекта, характерное для людей на гра-
ни нервного срыва (глядя на таких обычно сетуют: «Если бы он
во время обратился к врачу…»).

         Оказывается, что герой действительно пережил тяжелую
жизненную драму: его отец, работавший на том же заводе, по-
гиб, бросившись спасать ковшевого, «по пьяному делу» подста-
вившего под плавку сырой ковш, из которого выплеснулся ме-
талл. Мать не перенесла смерти мужа. В довершении всему от

                                            266
   262   263   264   265   266   267   268   269   270   271   272