Page 266 - Советский миф в судьбе Урала
P. 266
пьесе свердловского кинодраматурга Геннадия Бокарева «Ста-
левары»232. Мечтал, правда, режиссер в это время осуществить
совсем другую постановку, сделать спектакль о Пушкине (роль
национального гения, в которой должен был исполнять «Айбо-
лит – 66» Роллан Быков, целый год репетировавший с Ефремо-
вым), но по условиям времени приходилось ставить все-таки
«Сталеваров».
«Начал читать – за голову схватился, – рассказывал поз-
же режиссер о начале работы над пьесой Бокарева. – Герой – ну,
прямо рыцарь без страха и упрека: кончил институт, а хочет ра-
ботать подручным сталевара, водки не пьет, трое бьют одного –
на выручку бросается. Все вокруг говорят, взывают – дайте нам
героя, настоящего, положительного. Да вот же он, смотрю, –
Виктор Лагутин. Я, помню, еще подумал тогда: ну не может
быть, неужели уж так откровенно конъюнктурой занимается
товарищ автор?! Просто немыслимо это.
Однако читаю дальше и постепенно обнаруживаю, что
герой-то наш, оказывается, не в таком уж порядке. И проблема
некая начинает прорисовываться. Тогда-то меня и взяло за жи-
вое. <…> Но помимо всего, признаюсь, тут меня еще и зуд не-
кий начал одолевать – полемический зуд. Я увидел возможность
опровергнуть некий стереотип, стандартное представление о
положительном герое».
В духе подобных размышлений и был выдержан постав-
ленный Ефремовым спектакль, украшенный новаторскими ре-
жиссерскими решениями, вызвавшем, как принято говорить,
неоднозначные оценки, в том числе своим «заостренным психо-
логизмом».
Тем не менее, следует сказать, что у любого, кто захочет
по прошествии времени самостоятельно познакомиться с тек-
стом пьесы, скорее всего возникнет вопрос: точно ли это тот
самый текст, который читал Ефремов?
В пьесе Виктор Лагутин, герой пьесы Бокарева, возвра-
щается на завод после окончания челябинского института. Од-
нако, занять инженерную должность он решительно отказывает-
232 Экранизацию пьесы на «Мосфильме» осуществил в 1974 г. режис-
сер Ю.Карасик.
265