Page 26 - Советский миф в судьбе Урала
P. 26

он отказывается от участия в карточной игре, которая выступает
символом стихийности, непредсказуемости жизни, торжества
случая).

         Понятно, почему среди персонажей повести именно
Герман проявляет повышенный интерес и доверие к рассказу о
старой графине, как будто бы способной раскрыть эту тайну.
Стремление получить ключ к разгадке становится для героя по-
вести навязчивой идеей, всепоглощающей страстью. Речь идет
не просто о возможности получить богатство, но о том, чтобы в
конце концов стать властелином и вершителем судьбы или су-
деб (неслучайно Пушкин указывает на наполеоновский профиль
своего Германа). Не сознавая до конца собственных тайных на-
мерений герой, бросает вызов Провидению и терпит сокруши-
тельное поражение, расплачиваясь за него потерей рассудка.

         Литературоведы-пушкинисты утверждают, что «Пиковая
дама» стоит особняком в творчестве поэта. Это обусловлено не-
обычной проблематикой повести и характером выведенного в
ней героя. Поэт, обладавший гениальной проницательностью,
уловил, распознал и, во многом, предугадал нарождение нового
типа миросозерцания. Можно предположить, что особое волне-
ние Пушкина подобный тип (еще не являющийся чем-то реаль-
ным для современников и окружения поэта) вызывал тем, что он
уже существовал и прокладывал себе дорогу за пределами из-
вестного поэту мира, в других условиях.

         Жизнь при заводах, специфический быт стали как бы
общим знаменателем, универсальным объединяющим началом
для живущих на Урале людей – потомков переселенцев, имею-
щих разные исторические корни. Одним из наиболее очевидных
свидетельств существования особой горнозаводской культуры
является то, что в ее недрах сформировался и стал устойчиво
воспроизводиться личностный тип жителя горнозаводского
Урала: «заводского мастерового», «тагильского мастерка».
«…Вот подстриженные в скобку кержацкие головы, с уклончи-
вым взглядом и деланной раскольничьей ласковостью. Вот от-
крытые лица великороссов-туляков, вот ленивая походка, упря-
мые очи и точно заспанные лица хохлов… Но все эти особенно-
сти исчезают, переплавляясь в один тип прожженного и юркого
заводского человека», – писал Мамин-Сибиряк.

                                             25
   21   22   23   24   25   26   27   28   29   30   31