Page 25 - Советский миф в судьбе Урала
P. 25

«Железопрокатный завод» – немецкий художник Адольф Мен-
цель создает почти на полвека позже Худоярова в 1875 году.

         Другой пример на ту же тему, позволяющий еще с одной
стороны взглянуть на специфичность положения Урала внутри
России.

         Иван Филиппович Герман (1755 – 1815) – известная фигу-
ра в уральской истории. Он родился в Австрии в семье чиновни-
ка, образование получил в университете Граца, Венском универ-
ситете и в Горной Академии в Шемице. Поступив на русскую
службу, Герман лично объехал уральские и сибирские рудники.
Он сумел предложить получивший одобрение проект строитель-
ства на Урале сталелитейного завода и был назначен директором
Пышминского завода. Позднее Герман руководил строительст-
вом Нижне-Исетского монетного двора, а с 1801 по 1813 годы
занимал должность Екатеринбургского горного начальника. В
течение всей своей жизни он не прекращал активной научной
деятельности, создав множество трудов по геологии Урала, был
избран членом-корреспондентом Академии наук.

         Большой интерес к личности этого человека проявлял
Александр Сергеевич Пушкин. Похоже, в самом появлении та-
кого человеческого типа на русской почве поэт видел для себя
загадку, воспринимаемую им как интеллектуальный вызов. Ис-
следователи полагают, что поэт мог в 1820-м году неоднократно
видеться с сыном И.Ф. Германа – Федором Ивановичем Герма-
ном – на заседаниях Вольного общества российской словесно-
сти. По свидетельству В.И. Даля, будучи в Оренбурге, Пушкин
подробно расспрашивал о судьбе Ф.И. Германа, служившем на
Урале горным инженером и слывшим «оригинальным челове-
ком», «материалистом» и заядлым картежником. Есть серьезные
основания предполагать, что этому интересу русская литература
обязана появлением повести «Пиковая дама».

         Экзистенциональный смысл повести заключается в том,
что молодому горному инженеру Герману, привыкшему подчи-
нять все свое существование достижению поставленной цели,
начинает казаться, что и сама жизнь должна обладать доступной
ему логикой, внутренней закономерностью. Тайну жизни герой,
«имея мало истинной веры», воспринимает лишь как нечто еще
непознанное, скрывающее ее истинные механизмы (поэтому-то

                                             24
   20   21   22   23   24   25   26   27   28   29   30