Page 23 - Советский миф в судьбе Урала
P. 23

впускает внутрь зрителя, который одновременно видит и само
освещенное огнем помещение с высоким, «проткнутым» длин-
ными печными трубами потолком, деревянными стенами и дви-
жущуюся в этом пространстве массу людей. Отсутствие в про-
исходящем выделенной центральной сцены, полная погружен-
ность рабочих в свою деятельность, кажущаяся не связанность
различных групп работающих, отдельных производственных
операций между собой усиливает впечатление увиденного «че-
ловеческого муравейника».

         Лишь привыкнув, взгляд зрителя, уводимый вглубь по-
мещения уверенно переданной художником перспективой, рит-
мом заводских конструкций, чередованием планов, начинает
улавливать смысл происходящего, словно некто растолковывает
ему значение каждой сцены как звена всего технологического
процесса в целом. Зритель видит, как сначала от горнов раска-
ленные листы металла подвозят к молотам, отбивают их, режут
эти листы специальными ножницами, обрабатывают, как, нако-
нец, на переднем плане картины двое рабочих, под присмотром
мастера сортируют и укладывают готовую продукцию.

         Необычайная поэтичность, неземная приподнятость на-
строения упомянутой выше картины Венецианова достигается
во многом тем, что он в ней не отступал от требования «сравне-
ния натуры с антиками моделей греков» и последующим пред-
ставлением ее в «изящном виде». Для Худоярова же, напротив,
естественно стремление к изображению факта жизни, важного
эпизода окружающей действительности. Закономерное требова-
ние достоверности в свою очередь диктует «документальность»
изобразительного языка художника, его конкретность, интерес к
деталям12.

         Если представленная на полотне Венецианова (которого
современники упрекали в «идеализированном изображении кре-
постного крестьянского труда») картина весенней пахоты инте-

12 Сопоставление картин Венецианова и Худоярова имеет не только
смысловое основание. Худояров без сомнения видел картину «Крич-
ный цех Нижне-Тагильского завода» приезжего художника В. Раева.
Последний напрямую общался Венециановым, пользовался его сове-
тами.

                                             22
   18   19   20   21   22   23   24   25   26   27   28