Page 21 - Советский миф в судьбе Урала
P. 21

рассматривать цивилизацию как локальную культуру, возник-
шую на определенной технологической основе, можно при-
знать, что такое ее понимание подходит для описания Урала.

         Тем более странно, что в исторической памяти образо-
ванной России XVIII век остался исключительно как «петер-
бургский век» «дворцовых переворотов», не оставив никаких
значительных художественных образов, характеристик, опреде-
лений Урала, словно его не существовало вовсе9. Возможно, от-
части, то, что своеобразный облик промышленного Урала ос-
тался никак не запечатлен в русском искусстве объясняется тем,
что в то время, когда светское искусство в России было искусст-
вом дворянским, уральские губернии дворянскими не были.

         Хозяева заводов на Урале не жили (дворянство составля-
ло в Пермской губернии только 1% населения). Социальная
структура населения была однородной: новые промышленники
(вчерашние купцы, крестьяне, мастеровые), как правило, сохра-
няли тесные связи с народной средой. Той светской дворянской
культуры, к которой принадлежало творчество Пушкина и Лер-
монтова, в крае не было. Соответственно, «своих» певцов у
Урала не нашлось.

         Но так или иначе, надо признать, что природа «уральско-
го феномена» не была понята, существо его не было выражено,
не нашло отражения в российском общественном сознании. То-
гда как, скажем, Рудные горы – центр горнорудной промышлен-
ности в саксонских Альпах – навсегда вошел в историю в каче-
стве «кузницы Европы», индустриальная слава Англии была
возвеличена в определении ее как «мастерской мира». Для Ура-
ла же не было найдено имени, которое бы указывало на его зна-
чение, определяло его место в общероссийской и мировой куль-
туре. Главная причина этого видится все-таки в том, что Урал не
вписывался в общую картину русской жизни, словно бы выпа-
дал из нее.

9 Рисунки и гравюры путешествующих и членов экспедиций, изобра-
жавших Урал, представляли собой скорее способ «документирования»
наблюдений. Более плодотворной была в 30-е гг. XIX века работа на
Урале на Урале живописцев П. Веденецкого и В. Раева, приглашенных
Демидовыми для «снятия видов» их заводов.

                                             20
   16   17   18   19   20   21   22   23   24   25   26