Page 22 - Советский миф в судьбе Урала
P. 22

Нет ничего удивительного в том, что одним из первых
появившихся национальных образов, представляющих Россию,
стал образ ее народной, крестьянской жизни. Его создателем в
русском изобразительном искусстве по праву счита-
ют А.Г. Венецианова. Признано, что художник своими изобра-
жениями незамысловатых сценок из деревенского быта, портре-
тами сафонковских крестьян проложил дорогу реализму в оте-
чественном изобразительном искусстве, стал родоначальником
бытового жанра10.

         К лучшим произведениям Венецианова историки искус-
ства относят, например, хрестоматийно-известную картину «На
пашне. Весна» (1820-е гг.), изображающую величаво плывущую
по полю молодую крестьянку в нарядном сарафане и кокошни-
ке, за которой послушно следуют запряженные в борону лоша-
ди. Конечно, представленная художником – это не сцена пахоты
в Тверской губернии, а скорее некое праздничное ритуальное
действие, аллегория, в которой сама Весна является в образе
русской крестьянки (больше похожей, правда, на греческую
нимфу, одетую в русский сарафан).

         Трудно поверить, но практически в одно время с вол-
шебным сном, созданным Венециановым, в 1830-е годы на Ура-
ле появляется картина, написанная представителем известной в
крае династии иконописцев, занимавшихся росписью по метал-
лу, Павла Худоярова. О его «Листобойном цехе» можно сказать,
что это «первая русская картина о труде индустриальных рабо-
чих»11.

         Картина Худоярова – это не выстроенная театральная
мизансцена, не вид заводского интерьера с позирующими стати-
стами. Раскрывающаяся панорама заводского корпуса словно

10 Значение прорыва, совершенного Венециановым, становится понят-
ным, если иметь в виду, что достойными изображения в этот период
считались сюжеты вроде «Доверие Александра Македонского врачу
Филиппу во время тяжкой болезни», «Единоборство Мстислава Уда-
лого с косожским князем Редедею» или «Смерть Камиллы, сестры Го-
рация». Реализм стал утверждаться в русской живописи только в 60-е
годы XIX века.
11 Павловский Б. Крепостные художники Худояровы. – Свердловск,
1963. – С.23.

                                             21
   17   18   19   20   21   22   23   24   25   26   27