Page 234 - Советский миф в судьбе Урала
P. 234

официальный император Михаил Романов (о Дягилеве мы еще
ничего не знали, какой Дягилев?), что тут Борис Пасгернак ко-
гда-то находился в изгнании, в ссылке. Мы тогда не очень пред-
ставляли, что нет, он был здесь по своей собственной воле, жил
во Всеволодо-Вильве, описал в романе наш город под именем
IОрятин и в прелестной повести «Детство Люверс», мы опять же
этого ничего не знали. <...>

         Я вдруг узнал, что здесь был Чехов когда-то, которого не
узнали и приняли за Горького. И здесь проходило, кажется, дей-
ствие «Трех сестер». <...> А постепенно через университет, ко-
гда ответственность начала вырастать, мы узнали, что усыпаль-
ницу Каменских, возможно, расписывал Рерих, а Нестеров де-
лал иконостас. Все это через искусство, через Рериха, которого я
очень любил, вдруг стало нашей собственной реальностью. <...>

         Я стал думать о Перми внимательно. Тут же столкнулся с
тем, что тоже должен добывать пермское из псевдо-, из фальси-
фицированной пермской истории. <...> Я столкнулся с тем, что
меня окружает какое-то фальшивое Прикамье советское, какая-
то Камская ГЭС, с каким-то самым длинным в мире шлюзом,
хотя известно даже самому маленькому школьнику, что шлюз
должен быть как можно короче. <...> В документах, в свиде-
тельствах, в истории я не находил ничего того, о чем я смутно
начинал догадываться. Ни трагической истории этого края, ни
красоты Перми времен модерна, ни оживленной жизни Перми
перед революцией. <...> Как только я попытался проникнуть
через письменные памятники истории Перми, я тут же получил
отпор полный»214.

         Не следует упускать из виду противоречивость сущест-
вовавшего отношения к культурной традиции, наследию про-
шлого в широком смысле. В 1959-196З годах. по инициативе
Хрущева была развернута последняя крупная антирелигиозная
кампания, в ходе которой было закрыто 2/3 открытых в стране в
послевоенные период церквей. Особенность этой кампании за-
ключалась в том, что официальной пропагандой акцент в ней
делался не на идейном, мировоззренческом противостоянии с

214 Королев А. Мои шестидесятые// Искусство Перми в культурном
пространстве России… С.349 – 350.

                                            233
   229   230   231   232   233   234   235   236   237   238   239