Page 17 - Советский миф в судьбе Урала
P. 17

Наряду с шедшими на продажу металлом и металличе-
скими изделиями (котлами, якорями, колоколами, инструмента-
ми, предметами крестьянского быта) в условиях безденежья и
растущей конкуренции уральские заводы обратили внимание на
выпуск пользующейся спросом медной посуды. Но крестьянская
Россия ожидала получить изделия, выполненные в прежнем ре-
месленническом духе (то есть рукотворные, несущие печать
личности мастера). Поэтому на уральских заводах бок о бок на-
чали работать литейщики и рисовальщики, шлифовальщики и
граверы. Так, зародился феномен уральского промышленного
искусства

         Именно изготовление медной посуды, особенно чекан-
ной явилось едва ли не первой заводской отраслью, поднявшей-
ся до уровня искусства, сформировавшегося на Урале на про-
мышленной основе. В пору расцвета уральские медночеканные
изделия пользовались огромным спросом на всех российских
ярмарках, продавались в Москве, Петербурге, Нижнем Новго-
роде, большими партиями вывозились за границу. Параллельно
с этим с конца 1820-х годов на Урале продолжало развиваться
камнерезное и ювелирное искусство (в 1774 году была построе-
на Екатеринбургская гранильная фабрика). В Невьянске и Ниж-
нем Тагиле появляется промысел «лаковых» подносов.

         Вытеснение с рынка медной посуды, закрытие почти
двух десятков медеплавильных предприятий привело к тому,
что мастера стали обзаводиться своими мастерскими, возник
обширный кустарный промысел. Кустарная промышленность
быстро превратилась в составную часть создававшегося в крае
народно-хозяйственного механизма. На этой основе получили
развитие уральские народные художественные промыслы.

         Народные промыслы – уникальнейшее по своему много-
образию, оригинальности, художественному уровню явление в
истории культуры – принесли Уралу всероссийское и мировое
признание. Можно без особой натяжки сказать, что их значение
стоит в одном ряду со значением края как исторически сложив-
шегося металлургического центра. Суксунская художественная
медь, камнерезное искусство, кушвинское и каслинское чугун-
ное художественное литье, златоустовская гравюра на стали,
нижнетагильские лаковые подносы, невьянский сундучный

                                             16
   12   13   14   15   16   17   18   19   20   21   22