Page 19 - Советский миф в судьбе Урала
P. 19
30 поселков с населением свыше двух тысяч человек. Что собой
представлял развившийся уральский «завод» хорошо видно по
картине «Гулянье на Лисьей горе»7, написанной в 40-е годы XIX
века Исааком Худояровым.
На картине Худоярова изображена панорама Тагила,
расположенного в живописной пойме одноименной реки. Осо-
бенности металлургического производства того времени привя-
зывали завод к реке. Плотина, являясь его центральным соору-
жением, одновременно выступала и в качестве главного градо-
образующего элемента поселка.
Слева от плотины разместились корпуса завода (можно
разглядеть движущийся среди них поезд Черепановых), еще ле-
вее в стороне от реки расположился рабочий поселок, за кото-
рым виден Высокогорский рудник. В глубине картины за пло-
тиной и заводским прудом – центр «горного гнезда» Демидовых
в виде комплекса внушительных каменных зданий, над которы-
ми возвышается Входо-Иерусалимский собор. На площади пе-
ред собором: здание управления Нижнетагильскими рудниками
и заводами, двухэтажное строение (здесь размещались химиче-
ская лаборатория, библиотека, контора по сбыту металла, му-
зей), провиантский склад. На берегу, обращенный фасадом на
пруд, расположен двухэтажный барский корпус, позднее став-
ший резиденцией управляющего Нижнетагильским горным ок-
ругом.
«Завод Нижне-Тагильский Демидовых – это целый мир.
Тут есть все, что в наилучших устроенных городах», – словно в
подтверждение «документальности» картины Худоярова напи-
сал один из путешествующих8.
Горнозаводский Урала превратился в промышленный
островок, отдельный «уральский мир» внутри российской жиз-
ни, который окончательно обрел свой отличительный облик,
способ жизни, логику развития. Создание уральской металлур-
7 Своего рода вариант картины художника В. Раева «Панорама Нижне-
го Тагила» (1837).
8 Юрьевич С. Дорожные письма во время путешествия по России с
покойным государем Александром Николаевичем в 1937 году. – СПб,
1877. Т.4. – С.459.
18