Page 212 - Советский миф в судьбе Урала
P. 212

сцены «у мартена» или в «горячем цеху», индустриальный пей-
заж включает узнаваемые очертания уральских заводов.

         Можно сказать, что изображение «героев труда» в 1940-
1950-е годы было поставлено «на поток»: череда «знатных птич-
ниц» и «знатных сталеваров», «ремесленников», «кузнецов» и
«ударниц торфоразработок» перетекала из живописи в скульп-
туру, из кинематографа в литературу.

         Хотя «уральский роман» не обрел еще собственной про-
блематики, не нашел свою форму в 50-ые годы появляются та-
кие посвященные рабочему классу произведения, как «Улица
сталеваров» О. Марковой, «Первое дерзание» В. Очеретина,
«Зрелость» Н. Поповой, пьесы А.Салынского. Свердловский
театр драмы осуществил постановку инсценировки романа
В. Очеретина «Саламандра». Подлинное народное признание
получают песни Евгения Родыгина, в частности, ставшая знаме-
нитой «Уральская рябинушка» (1953).

         Широкую популярность приобретают в этот период жан-
ровые картины на, так называемые, морально-этические темы,
стремящиеся «силой искусства осудить явления, не достойные
советских людей». Велеречивым языком академической живо-
писи они представляли сюжеты подобного рода: после томи-
тельного ожидания жена встречает возвращающегося домой
пьяного мужа; отдыхающие в уральском санатории собрались
для игры в домино; старшеклассники и суворовцы проводят
свободное время в сквере у свердловского Оперного театра.

         Всесоюзную известность среди работ этого рода получи-
ла картина свердловского художника А. Бурака «К сыну за по-
мощью» (1954), изображающая момент посещения пожилой
женщиной сына и невестки, «погрязших в мещанстве», и работа
пермского художника П.Оборина «Первый успех» (1954), ре-
продуцировавшаяся в журнале «Огонек».

         На этом фоне, как исключение, начинает развиваться
творчество В. А. Игошева, занявшего одно из ведущих мест в
изобразительном искусстве Урала200. Его обращение к жизни
одного из народов Уральского Севера – манси – стала той спа-

200 Его картины, посвященные народам Севера, были приобретены Го-
сударственной Третьяковской галереей и Русским музеем.

                                            211
   207   208   209   210   211   212   213   214   215   216   217