Page 217 - Советский миф в судьбе Урала
P. 217
ской для Урала «темы труда» как самостоятельного жанра. Кар-
тина не только подводила своеобразный итог долголетним по-
искам в данном направлении, по крайней мере, двух поколений
советских художников (включая уральских живописцев), но и
открывала дорогу наступлению уже нового периода в развитии
уральского искусства, создании изобразительного образа Урала.
Эта тенденция к обретению собственных тем, форм и
изобразительных средств уральским искусством совпало во
времени (хочется сказать не случайно) с появлением поэтиче-
ского образа Урала в поэме А.Т.Твардовский «За далью – даль»,
превратившейся позже в некую формулу его существования. И
все же, кажется характерным, что не раньше, а именно теперь,
спустя более 10 лет после окончания Великой Отечественной
войны, когда уложились воспоминания и многое стало понят-
ней, когда к этому добавились впечатления послевоенных лет
появились эти строчки:
Урал! – Опорный край державы,
Ее добытчик и кузнец,
Ровесник древней нашей славы
И славы нынешней творец.
Когда на запад эшелоны,
На край пылающей земли
Ту мощь брони незачехленной
Стволов и гусениц везли,–
Тогда, бывало, поголовно
Весь фронт огромный повторял
Со вздохом нежности сыновней
Два слова:
– Батюшка Урал...
216