Page 210 - Советский миф в судьбе Урала
P. 210

«Саши с Уралмаша» как фигуры массового сознания безжалост-
но обнаруживало то, что под напором неумолимой действитель-
ности произошло крушение мечты народа на послевоенное пе-
реустройство жизни. Неоправданными оказались мечты, надеж-
ды и сны о будущем. Отношение к «Саше» стало своего рода
местью самим себе за то, что позволили себе увлечься этим чув-
ством, допустили в свое сердце наивную надежду. «Саша с
Уралмаша» стал ответственен за это чувство неловкости и раз-
очарования.

         Лишенный своей второй половины, уралец в глазах ок-
ружающих отныне превратился в «Сашу с Уралмаша», а Урал
стал восприниматься как край, всегда лояльный к существую-
щей власти, ее надежная опора.

         Послевоенное десятилетие было отмечено тем, что про-
цесс создания сложной иерархической системы официальной
культуры в СССР, принявшей вид классицистической просвети-
тельской модели, достиг своей полной завершенности. Выстро-
енная политическим режимом «мегамашина культуры», подчи-
нившая себе всю духовную жизнь общества, выполняла функ-
цию своего рода «перерабатывающего механизма, превращаю-
щего сырье сухих идеологических догм в горючее образов и
мифов, предназначенных для общего потребления».198

         В архитектуре, ориентированной на классицистические
традиции, окончательно воцаряется дух помпезности, монумен-
тальность сочетается с обязательным использованием декора-
тивных элементов так называемой «классической ордерной сис-
темы» (колонн, портиков, фронтонов, пилястр, лепных гирлянд
и тому подобное). Псевдонатуралистические «идеально-
реальные» традиции 30-х годов занимают теперь во всем совет-
ском искусстве господствующее положение199. Искусство, при-
званное выполнять высокую миссию воспитателя масс, ставило

198 Голомшток И. Тоталитарное искусство. М., 1994. С.9.
199 Стиль этого искусства по праву следовало бы назвать не «соцреа-
лизм», а, по выражению искусствоведа И. Голомштока, – «тоталитар-
ный реализм».

                                            209
   205   206   207   208   209   210   211   212   213   214   215