Page 214 - Советский миф в судьбе Урала
P. 214

Оказалось, что отправной точкой в данной теме является
не изображение производственного процесса и не показ рабо-
тающего человека. По-настоящему эта тема в советском изобра-
зительном искусстве начинается, как у Симонова, с акцентиро-
вания социально-классовой природы труда, когда предметом
изображения становится не просто «работающий человек», а
именно «рабочий», то есть представитель рабочего класса.

         Подобное изначально позволяет художнику представить
образ мира в виде определенной социальной реальности. Обо-
значение места и роли «рабочего» в этой «системе обществен-
ных отношений» дает возможность конкретизировать характер
данной реальности. Если скрюченные фигуры рабочих «загна-
ны» художником в темноту и мрак «старого уральского завода»
– это один образ мира («мира капитализма»), то рабочие – хотя
бы и на том же заводе, – представленные в качестве свободно
выбирающих свою судьбу полноправных хозяев жизни, кото-
рым принадлежат все заводы и фабрики в стране, которые под-
чиняют себе природные стихии – это изображение общества,
строящего коммунизм.

         Еще один непременный для картин «о труде» момент.
Изображаемые художником рабочие обязательно должны выра-
жать удовлетворение и радость, получаемую от своего труда.
Ведь свободный труд в социалистическом обществе превраща-
ется из коренного условия жизни, способа добывания средств к
существованию в главную цель и исключительный смысл бытия
советского человека! В этом экзистенциональное значение дан-
ной темы, несущей в себе утверждение классового мироощуще-
ния и соответствующего (советского) образа мира и мироуст-
ройства.

         Подчеркнутая физическая мощь, статичность и статуар-
ность (представляющих почти скульптурную группу) героев
картины И.Симонова «Литейщики», изображение внутрикар-
тинного пространства так, что оно воспринимается как «своеоб-
разный постамент, поднимающий, возвеличивающий рабо-
чих»201, превращают в основное действие произведения по-

201 Павловский Б. Игорь Иванович Симонов. – Ленинград: Художник
РСФСР, 1963. С.25.

                                            213
   209   210   211   212   213   214   215   216   217   218   219