Page 208 - Советский миф в судьбе Урала
P. 208

ет тягу человека к свободе, независимости, выступает героем,
для которого сохранение личного достоинства – коренное усло-
вие жизни, другими словами, демонстрирует значение индиви-
дуалистических ценностей.

         С этим связан еще один очень важный поворот темы в
этом фильме.

         Период с 1941-го по 1943-й годы называют иногда пер-
вой «оттепелью». Режим вынужден был пойти на некоторые по-
слабления. Возникла надежда, что повторения того страшного,
что было в 1930-е годы, сделается невозможным. Фильм «Два
бойца» стал одним из самых ярких выражений «военной оттепе-
ли». В ту пору не вызвало возражений, что в фильме нет ни од-
ного слова о партии, о Сталине, что положительный герой, со-
ветский боец поет приблатненную песенку про «шаланды» и
морячку Соню (это много позже критика, опомнившись, приня-
лась объяснять, что фильм банален, условен, страдает много-
численными погрешностями против вкуса и чувства меры).

         Герои фильма самодостаточны, над ними не довлеет ни
партия, ни политработник – они сами выбирают свою судьбу,
они сами защищают свою Родину, и они совершенно чужды
всякого пафоса. Впервые в советском кино без декларативного
тона, ложного пафоса было не просто заявлено, а показано, что
народ сам может выбирать свою судьбу.

         Настоящий фурор в советском обществе вызвала испол-
нением Бернесом песни «Шаланды, полные кефали», этой сти-
лизации под уличную одесскую, по сути дела, блатную песню.
Простой, разговорный язык вдруг стал языком, которым гово-
рили советские герои с киноэкрана. Признавались, что Бернес,
спев «Шаланды…» и песню «Темная ночь», достиг такого успе-
ха, которого не знал, пожалуй, ни один советский эстрадный
певец до этого момента.

         И все-таки именно союз двух друзей, двух боевых това-
рищей выражал то идеальное единство, при котором можно ос-
таваться верным духу социальной солидарности, но не жертво-
вать своей индивидуальностью, можно все силы отдавать на
благо Родины и не становится при этом послушным рабом ре-
жима. Тогда свобода не оборачивается анархизмом, а независи-
мость не превращается обязательно в политическую оппозици-

                                            207
   203   204   205   206   207   208   209   210   211   212   213