Page 209 - Советский миф в судьбе Урала
P. 209

онность, не переходит в диссидентство. Кинокартина показыва-
ла, что условием для этого может быть только одно – если чело-
век будет ощущать себя хозяином своей жизни и полноправным
гражданином своей страны.

         Фильм «Два бойца» получился органичным, потому что
в нем счастливо пресеклись явь, сон и мечта. В тот момент каза-
лось, еще возможно позволить себе верить, что свобода, созна-
ние народной силы и человеческого достоинства военных лет
станут тем преобразующим началом, которое в корне изменит
всю послевоенную жизнь. В личности каждого из героев кино-
картины отразилась реальная разорванность, расколотость души
советского человека, но не это оказалось главным.

         Свобода и целостность внутреннего мира человека при-
сутствовали в фильме не только в виде возможности, потенци-
ально. Произошло нечто магическое – создателям кинокартины
словно бы удалось из двух половинок склеить, собрать целое (та-
кое возможно в случае, только если части не просто подходят
друг к другу, а действительно являются утраченными ранее поло-
винками единого целого). Авторы фильма не просто реконструи-
ровали по частям в значительной степени вытесненную из совет-
ской жизни личность, а словно позволили ей хотя бы в такой, как
сейчас бы сказали «виртуальной», форме зримо проявить себя.
Ценой такого ее воплощения, потребовавшего максимального
проявления разных, скрепленных лишь внешней связью дружбы,
ее полюсов, стала опасность появления и утверждения новых
штампов. Это, прежде всего, коснулось, как показало время, соз-
данного в фильме образа «Саши с Уралмаша».

         Почему в обыденном сознании закрепилось отношение к
«Саше с Уралмаша», отнюдь не как к русскому богатырю, во-
площению пробужденного национального духа, его чистоты,
силы и красоты? Наоборот, он стал олицетворение скорее про-
тивоположных начал. «Саша с Уралмаша» – это тоже, что «де-
вушка с Урала», «сибирский валенок», «чудило с Нижнего Та-
гила», «простой работяга»…

         Фильм «Два бойца» заканчивается счастливо: спасенный
другом герой Бернеса не погибает. В пространстве фильма дру-
зья навсегда остаются вместе. В жизни все произошло по-
другому, в соответствии с ее неумолимой логикой. Появление

                                            208
   204   205   206   207   208   209   210   211   212   213   214