Page 211 - Советский миф в судьбе Урала
P. 211

перед художником в качестве главной задачу строгого исполне-
ния того, что получило название соцзаказа.

         В уральском искусстве, как и вообще в искусстве соц-
реализма, важнейшим признается историко-революционный
жанр. Главным для свердловских и других уральских художни-
ков становится разработка образа «верного соратника вождя»
Я. Свердлова (хотя вслед за театрами пробуют они свои силы и
в лениниане). На основе уже отработанных композиционных
схем и сюжетных ходов появляется вереница похожих друг на
друга картин, таких как «В. И. Ленин и Я. М. Свердлов на пло-
щади Революции в 1918 году», «Ленин у больного Свердлова»,
«Я. М. Свердлов в Орле», «Побег Я. М. Свердлова из нарымской
ссылки» и так далее.

         Свердлов представал в этих работах то как человечный и
мудрый собеседник, то как горячий партийный пропагандист, то
как герой (почти былинный богатырь), способный вступить в
схватку с природной стихией. К этому примыкала галерея изо-
бражений других профессиональных революционеров
(Р. С. Землячки, Артема (Ф. А. Сергеева), пермских большеви-
ков-подпольщиков – А. Л. Борчанинова, А. Ю. Юрша, руково-
дителей вооруженного восстания 1905 года в Мотовилихе).

         В жанровой живописи уральских художников в качестве
центральной продолжалась работа над картинами с «производ-
ственными мотивами». Обычно это было изображение рабочих
в заводских интерьерах. К числу таких произведений относилась
картина Б. Смирнова «Передовики ВИЗа» (1947) и появившиеся
вслед за ней «Сталевары» (1949) Д. Ионина, «В мартеновском
цехе» (1949) В. Васильева, «Плавка выдана» (1956) А. Бурака и
другие. Челябинский художник Г. Соловьев завершает начатую
еще в довоенный период серию индустриальных пейзажей «Ис-
тория Магнитогорска» (1932-1957).

         В рамках данного направления утверждается образ рабо-
чего-героя, идеальный «портрет-тип» с постоянным набором ско-
рее социальных, чем личностных характеристик. Допускаемое
«творчество» заключалось в придании универсальным образцам
«уральского» облика. Рабочий вообще превращается в сталевара
и металлурга, изображение промышленного производства – в

                                            210
   206   207   208   209   210   211   212   213   214   215   216