Page 216 - Советский миф в судьбе Урала
P. 216

получал возможность почувствовать себя причастным к под-
линному созиданию жизни, современности, истории.

         Применительно к картине И.Симонова «Литейщики»
можно говорить о том, что все эти элементы не просто присут-
ствуют в ней, а полностью «работают» на раскрытие содержа-
ние темы. Более того, в «Литейщиках» каждая существенная
деталь изображения приобрела, по сути, символическую нагруз-
ку, стремясь в содержательном плане приблизиться к знаку,
стать обозначением, эмблемой, целых фрагментов действитель-
ности.

         Рабочая бригада – это символическое изображение тру-
дящихся, советского народа вообще; мартен – олицетворение
укрощения стихии жизни, овладения ее силами, подчинение за-
дачам строительства нового общества; ковш с расплавленным
металлом – символ металлургии, тяжелой промышленности,
производства «средств производства» в целом и, одновременно,
эмблема, знак Урала, «уральского вклада» в укрепление госу-
дарства; завод, цех – это копия или слепок, которые в концен-
трированном виде содержат все основные начала жизни страны,
существующей системы социальных отношений, а также симво-
лическое обозначение Урала.

         По существу, в «Литейщиках» Игоря Симонова про-
изошло завершение формирования своего рода изобразительно-
го канона становящейся «темы труда». Он выступил в виде сло-
жившейся внутренней структуры, требующей обязательного
присутствия основных элементов-атрибутов, служащих средст-
вом организации художественного содержания. Отныне «карти-
на о труде» начнет быстро превращаться в бесконечное изобра-
жение «бригад» (на стройках, в цехах, у мартена). Следование
установившемуся канону будет достаточно для художников,
чтобы гарантировать произведению идейную нагрузку, художе-
ственную убедительность, узнаваемость и социальное одобре-
ние. В идеал любого из «канонических» изобразительных эле-
ментов будет достаточно, чтобы вызвать необходимый ожидае-
мый образ.

         Картина Симонова, тем самым, приобрела этапное зна-
чение. На ее примере видно, что жанровая живопись «о труде и
быте» начала перерастать в разработку в будущем специфиче-

                                            215
   211   212   213   214   215   216   217   218   219   220   221