Page 206 - Советский миф в судьбе Урала
P. 206

мом впечатлении, чья мужская обаятельность снискала ему ус-
пех у женщин. Позже, когда Кузнецов-«Колонист» начал рабо-
тать в Москве, он имел репутацию ценителя балета (контрраз-
ведкой рассматривалась даже возможность сделать его админи-
стратором Большого театра). И, напротив, во время войны в пар-
тизанском отряде этот мастер коммуникации отказывался даже
в шутку рассказывать наряду с другими что-либо о себе (то есть
о «Грачеве»). Для Кузнецова лицедейство среди своих было
сродни лицемерию. И в этом он оставался настоящим уральцем!
Вот с кем надо бы сравнить «Сашу с Уралмаша»!

         Ирония ситуации заключается в том, что реальный Ни-
колай Иванович Кузнецов превратился для своих земляков в
«легендарного советского разведчика», а кинообраз Саши
Свинцова стал для всех воплощением воина-уральца.

         Однако, фильм Леонида Лукова на самом деле глубже.
Если вдуматься, то можно заметить, что герои картины не толь-
ко контрастируют друг с другом, но и словно бы дополняют
один другого. Более того, подсознательно зритель скорее скло-
нен воспринимать их как два противоположных полюса одной
души, как две ее половинки. Именно противоречивость этого
внутреннего единства придает ему объемность, цельность, жиз-
ненную полноту, делает его интересным. Поэтому и сама друж-
ба этих бойцов, как отмечалось, оказывается в центре внимания,
превращается в главную тему фильма.

         Дружба становится необходимым условием сохранения
этого союза равно необходимых зрителю противоположностей.
Только это возникшее единое противоречивое образование спо-
собно полноценно действовать и осуществлять себя. Зритель
напряженно следит за действием фильма потому, что распад
союза, тем более гибель хотя бы одного из героев будет озна-
чать посягательство на часть его собственной души, его мира.
Потеря существующего, благодаря дружескому союзу, внутрен-
него равновесия в фильме неизбежно лишит действие твердой
опоры, связи с внутренним источником жизненной энергии и
силы. Опасность подобного рода была хорошо знакома зрителю.

         Саша Свинцов выступал своеобразным балансиром в от-
ношении героя Бернеса (практически каждой черте в характере
Дзюбина соответствует компенсирующее и дополняющее ее

                                            205
   201   202   203   204   205   206   207   208   209   210   211